Москва – Третий Рим

Не думаю, что на Руси случайно почти одновременно, в размахе исторического времени, появились философские постулаты концептуального типа – «Святая Русь» и «Москва – Третий Рим». Первый из них был рассчитан в основном на внутриэтническую коммуникацию, а вот второй утверждал Москву в качестве мирового центра христианства, его православной ветви. Оба постулата появились на Руси, когда она успешно аннигилировала (превращалась) в Россию, в централизованное государство, становившееся сильным и крепким на всем европейском континенте, когда она стремилась выковать в себе необходимые черты новой своей государственности – российской и по смыслу, и по форме, разумно отказываясь от чего-то ненужного новой России, и при этом старательно выпестовывая то, что нужно и можно будет использовать в необозримом будущем.

Одно, что взяла Русь с собой, уходя в Россию, это ее язык. На нем, избавляя его от древнерусизмов, активно протекало общение на всей огромной территории от Снежного (Ледовитого) океана до Северного Кавказа и Понта Эвксинского (Черного моря), от Карпат и до Урала. Русь усердно выковывала в своем языке его «великость», «могущество», «правдивость» «свободность», закрепляя их навсегда, навечно.

 

Западная Европа сначала молча наблюдала, как на востоке континента вырастает русский этнический гигант, потом попыталась его католизицировать, но из этой попытки ничего не получилось. К концу XV – началу XVI столетий Россия превратилась в сильное государство Европы, представляя ее политическое лицо. Международный престиж России вырос до небывалых размеров.

Не имея никакой возможности помешать росту всеевропейского авторитета русского государства, Западная Европа начала исподтишка вредить русскому гиганту, выдумывая про него всякие небылицы. Сегодня этот «вред» приобрел открыто враждебный характер. РФ пытаются указывать, как строить ей свою внутреннюю жизнь, как поступать на международной арене и т.д. Дело доходит до того, что Запад требует отдать под международное руководство весь российский сектор Арктики, даже Северный морской путь. Понятно, что РФ отвергает эти безумные требования Запада и США.

Но вернемся к самой уже и не совсем Руси, но и еще не полностью России. Это время Ивана III, великого князя Московского и государя всея Руси, и его внука Ивана IV Грозного, царя российского, завершившего создание централизованного государства.

В 1453 году, в преддверии эпохи двух Иванов, жестокие турки-османы захватили всю Малую Азию с городом Константинополем, бывшим тогда центром христианства, его православной епархией. Так пала Восточная Римская империя – хранительница православных традиций Европы, которая была не только центром этих традиций, но и держателем христианской власти.

 

С падением Восточной Римской империи возникла угроза полной потери религиозной власти во всем православном мире, а между тем на севере от нее на огромной территории оставались вне православного влияния миллионы восточных славян, находившиеся еще в язычестве. Киевский великий князь Владимир, решив принять православную веру, устроил для русичей крещальную купель, загнав их в Славутич, где их крестили присланные из Константинополя иерархи в 988 году…

…В эпоху Ивана III в христианстве, в его православной ипостаси возникла очень сложная ситуация в связи с падением Византии в середине XV столетия. Она выразилась в следующем: в античную эпоху письменные источники зафиксировали идею caput mundi, в переводе она означала «столица мира», то есть «центр цивилизации», «носитель верховной власти на земле». Считалось, что это был Первый Рим индоевропейского континента и функционировал он в период расцвета Римской республики до ее падения в начале Средневековья, когда она рухнула под напором нашествия варваров, расколовшись на две империи – Западную и Восточную.

В Западной укрепилась католическая ипостась христианства. Папская власть, по сути своей католическая, оказывала серьезное влияние на все церковные учреждения Западной Европы, располагаясь на окраине Рима, на одном из его холмов (холм Mons Vaticanus), именуясь при этом Ватиканом, а не Римом, как прежде было.

 

Спрашивается, почему Рим уступил свои функции главного центра католической цивилизации Западной Европы. Потому что ничего существенного для будущей жизни Рим в силу своего упадка уже предложить западноевропейскому католическому миру не мог. Все говорит в пользу того, что римское папство на протяжении веков хоть и жестоко, но умело управляло интеллектом католического мира. Итак, в начале Средневековья, в первой половине новой эры, под ударами варваров пала Римская республика, а с нею пал и Первый Рим.

По-иному оформились христианские дела в Восточной Римской империи. Сами жители называли ее чаще Византийской империей или попросту Византией. Исповедовали они христианское православие, а город Константинополь, столица империи, рассматривался восточноевропейцами как центр европейской цивилизации, как ее Второй Рим – главный хранитель православных ценностей и традиций христианства.

 

Когда пал Первый Рим (было начало новой эры и Средневековья), вопрос о следующем хранителе христианских ценностей не стоял перед Европой острой проблемой, потому как европейцы знали, что Константинополь уже принимает на себя охранительные функции Первого Рима.

В исторически короткие сроки Константинополь превратился в главный центр европейской цивилизации, ее христианского православия, уверенной поступью идя ко Второму Риму христианства. В нем относительно быстро сосредоточились главные атрибутивные учреждения православной власти, а сам город стал резиденцией главного духовного лица православия – патриарха.

Это Второй Рим канонизировал наших далеких предков – восточнославянские племена, вырвав их из железных пут язычества и обратив в 988 году в православную веру.

Просуществовав около тысячи лет, Второй Рим пал перед турками – османами, храброго до безумия, жесткого племени арабов, в период, когда оно покидало стадию дикости, но в период варварства еще полностью не вошло.

Это была середина XV века. Наступала эпоха Ивана III, великого Московского князя, который покончит с татаро-монгольским игом. Он и покончил. Через 100 лет после Куликовской битвы, в 1480 году, Русь перестала платить дань Золотой Орде, став самостоятельным государством и приближаясь к России, будущему самостоятельному централизованному государству на востоке Европы.

 

С падением Второго Рима остро встал вопрос, кто станет хранителем и опорой христианской веры на земле. Интеллектуальная элита православных народов рассматривала несколько вариантов создания Третьего Рима. Например, им мог стать г. Белград, столица Сербии. Болгарский этнос предложил на роль Третьего Рима свой город Великое Тырново. Были и другие предложения, но все они опирались на территории, подвластные Османской империи, поэтому все они отпали. Понятно, что турки-османы не допустят создания на контролируемой ими территории христианского центра.

Сбросив с себя татаро-монгольское иго, Русь оставалась единственным независимым царством в христианско-православном мире, который возлагал все надежды на Русь. Это тем более становилось понятным и правильным, что Европа видела, как Русь семимильными шагами аннигилировалась в Россию, сильное государственное объединение на востоке Европы, только она в состоянии сосредоточить христианские ценности и традиции и сохранить их на века.

На начало XVI века не только в Византийской империи, но и в самой Руси никто из интеллектуальной религиозной и великокняжеской элиты не сомневался, что в сложившейся ситуации Русь не только может, но и должна активно выполнять охранительные функции христианско-православных ценностей и традиций, оберегая их от угрожавшей им католизации или, что еще пагубнее, от ислама, например, буддизма и даже китайского конфуцианства.

 

O translatio imperii («переходе империи» от Византии на Русь) заговорил в 1510 году талантливый монах Елеазарова монастыря, что на Псковщине, – Филофей. С 1510 по 1523–1525 гг. он пишет целый ряд посланий псковскому дьяку Михаилу Мисюре-Минехину и великому князю Московскому Василию III, сыну Ивана III, князя Московского, и будущему отцу Ивана IV Грозного. В этих письмах красной нитью проходил тезис о том, что «первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывати». Из этого тезиса вытекает главная идея: «Москва – Третий Рим христианско-православного мира». В наше время он будет называться Русским миром. Сегодня ему противостоит англосаксонский мир. И не только.

Европа приняла этот тезис, сначала не высказывала никаких возражений. Так сформировалась философско-политическая концепция «Москва – Третий Рим». Она идеологически завершила формирование внутри- и внешнеполитическую доктрину единого Московского государства, вплотную приблизившись к России нового статуса и нового ее имени. Тезис обосновывал преемственность Верховной власти от Первого Рима через Второй Рим к Третьему Риму и законность Верховной власти и Третьего Рима.

Вот как эту мысль-идею обосновывал Филофей: «…храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывати».

Вот как-то так обстояло дело в истории появления и функционирования на Руси и во всем христианско-православном мире концепции «Москва – Третий Рим», «а четвертому не бывати».

 

Иван Дяговец, докт. филол. наук, профессор
газета “Новороссия” №366

Читайте также: