ВОЕНКОРЫ НА ВОЙНЕ

Памяти Вахо.

Вечер 15 ноября 2014 года. Мы всей нашей группой собрались в небольшой комнатке. На столе нехитрая армейская закуска – пара банок тушенки, консервы. Пили молча. Точно знали: в аэропорту в районе пожарной вышки погиб наш брат, доброволец из Дагестана Вагид Эфендиев, позывной «Вахо». Судьба еще двоих, моих земляков, была не ясна. Они на тот момент были тоже в аэропорту. Бой, в котором погиб Вагид, произошел накануне, а о судьбе бойцов Востока и Доброго, сотрудников отдела военных корреспондентов информационной службы политотдела Министерства обороны ДНР, ничего известно не было. Оба телефона были не в Сети.

 

Пили мы за упокой души Вагида, но, пусть и старались эту мысль отогнать, уже мысленно попрощались с Востоком, с Добрым.
Вдруг неожиданно открывается дверь и в кабинет входит… Восток. Весь в копоти, пропахший дымом, с потеками запекшейся крови на лице и закинутым за спину автоматом…

– Ты мог позвонить хотя бы… (далее следует мат). Мы похоронили тебя уже. Почему на телефон не отвечали? – в сердцах выпаливает главред газеты «Новороссия», руководитель военкоров Дмитрий Ди и с силой ударяет кулаком в стену.

Эмоции у всех зашкаливают.

– Да не мог я позвонить. Телефон еще утром сел 15-го, а бросить пацанов и выйти из боя я просто не мог, сам себе этого потом не простил бы…

Возьму на себя смелость пояснить все произошедшее, предварительно объяснив расстановку сил в Донецком аэропорту в ноябре 2014 года.

 

Первое и неудачное для ополчения боестолкновение за аэропорт произошло в конце мая, затем на протяжении лета время от времени вспыхивали, выражаясь языком Совинформбюро, бои местного значения. По сути, на протяжении всех летних месяцев бои в основном проходили вокруг аэропорта, где довольно серьезно уже закрепились подразделения ВСУ. По итогам этих боев ополчение блокировало украинскую армию на его территории, отрезая возможность наступления с этого направления на столицу Донецкой Народной Республики.

Но это ни в коей мере не значит, что украинские солдаты сидели там тихонечко: их артиллерия регулярно наносила удары по прилегающим жилым кварталам поселков Октябрьский, Спартак, Веселый. Это были страшные для ДНР дни, люди гибли от украинских снарядов каждый день. Что касается соотношения сил, то против трехтысячной группировки ВСУ стояли порядка тысячи ополченцев. Со стороны Украины были задействованы 3-й отдельный кировоградский полк специального назначения, полк спецназа МВД «Днепр-1», отдельный батальон «Правого сектора»*, 72-я механизированная бригада с тяжелой техникой и 79-я бригада ВДВ.

 

Донецкий аэропорт был крайне важным объектом как для дончан, так и для украинской армии. Генштаб ВСУ изначально рассчитывал использовать его для переброски подкреплений и грузов по воздуху, однако после его блокирования с земли и появления у ополчения средств ПВО аэропорт стал некой базой для артподдержки наземных операций, а впоследствии и пропагандистским символом. Для ополчения же украинские солдаты в Донецком аэропорту были как кость в горле, да и столь близкое к городской черте нахождение враждебной армии само по себе опасно. Если сюда добавить и бесконтрольные обстрелы жилых массивов, то ситуация вырисовывалась и вовсе как гремучая смесь.

К тому же подразделения украинской армии отказались покидать территорию аэропорта вопреки подписанным в Белоруссии Минским соглашениям, в соответствии с которыми она должна была отойти к ДНР. А, как известно, если дипломаты договориться не могут, то начинают говорить войска. Именно это и произошло в аэропорту.

Донецкое ополчение пошло на штурм. Завязались бои, которые продолжались на протяжении нескольких месяцев, вплоть до второй половины января уже 2015 года. Именно зимой 2015-го украинскую армию окончательно выбили из аэропорта. ВСУ отошли в Пески и Авдеевку.

 

После нескольких удачных атак ополчение заняло гостиницу «Полет», несколько зданий на территории аэропорта и ряд других строений. В крайней к аэропорту девятиэтажке с окнами, выходящими на улицу Взлетную, разместился командный пункт. Его расположение позволяло полностью просматривать территорию воздушной гавани, и, соответственно, координировать действия подразделений, а занятые на самой территории позиции давали возможность предотвращать любые передвижения ВСУшников.

Новый терминал, где в тот период закрепились украинские солдаты, и позиции ополчения разделяли 250-300 метров открытого пространства. На протяжении недель постепенно, шаг за шагом ополченцы сокращали эту дистанцию, занимая все новые и новые позиции. Одной из таких позиций и стала пожарная вышка, находящаяся в непосредственной близости к взлетной полосе.

 

Позиция на пожарной вышке была, конечно, спорной… Конструкция вышки не позволяла укрепиться в здании. Скелет здания, сделанный из металлопрофиля и гипсокартона, прошивался не то что тяжелыми орудиями, но даже крупнокалиберными пулеметами. Там можно было спрятаться максимум от стрелкового оружия! Но… на этой войне, а тем более в аэропорту это было не актуально. В те дни там господствовала артиллерия и танки.

Вернемся непосредственно к самой вышке. Дело в том, что на момент ее занятия позиции у ВСУ оставались лишь в новом терминале (да и то туда не раз ополченцам удавалось уже заходить, но не получалось закрепиться) и на подземной парковке плюс небольшой пост в районе РЛС. Все остальное пространство, включая старый терминал и все хозпостройки, были за ополченцами. Как следствие, все перемещения украинских солдат контролировались защитниками Донецка. Да что там контролировались: каждую ротацию ВСУшникам приходилось проводить с боями.

И колонне украинской армии, буквально летящей на максимальной скорости по взлетной полосе, приходилось «проходить» в пределах прямого выстрела и в непосредственной близости от пожарной вышки. Чего скрывать: ополченцам не единожды удавалось «подловить» украинские колонны. Благодаря укрепившимся на пожарной вышке бойцам ополчения на украинские позиции не доходили боеприпасы, питание, да и довольно часто подкрепление.

 

И вот на рассвете 14 ноября 2014 года ВСУ нанесли массированный артудар по позициям 1-го взвода 2-й роты 1-го отделения отдельной тактической группы «Сомали». Против наших, численностью не превышающих полусотни бойцов, выкатили шесть танков Т-72, четыре БТР-80. Цель у них была однозначна: любой ценой выбить «сомалийцев» из пожарной вышки. Бой длился два с половиной часа и, несмотря на отсутствие бронетехники и тяжелого вооружения, несмотря на потери, ополченцы удержались, не оставив ни метра родной земли. Как минимум был подбит один вражеский танк и один БТР-80. Пожарная вышка не устояла, она буквально рассыпалась под шквальным огнем танков, но бойцы не отошли. На протяжении всего боя и даже по его окончании на самой вышке развевалось боевое знамя подразделения.

 

В том бою и погиб Вагид Эфендиев, доброволец с Кавказа, мой коллега по отделу военкоров. Вместе с ним погибли еще несколько защитников пожарной вышки.
До полного овладения ополченцами аэропорта имени Прокофьева оставалось чуть больше месяца…


* Организация, запрещенная в России и Новороссии

 

Андрей Дворецкий
газета “Новороссия” №375

Читайте также: