ДВУХМИНУТКА НЕНАВИСТИ

 

«Ко второй минуте ненависть перешла в исступление. Люди вскакивали с мест и кричали во все горло… Маленькая женщина с рыжеватыми волосами стала пунцовой и разевала рот, как рыба на суше. Тяжелое лицо О’Брайена тоже побагровело. Он сидел выпрямившись, а его мощная грудь вздымалась и содрогалась, словно в нее бил прибой. Темноволосая девица позади Уинстона закричала «Подлец! Подлец! Подлец!», а потом схватила тяжелый словарь новояза и запустила им в телекран… В какой-то миг просветления Уинстон осознал, что сам кричит вместе с остальными и яростно лягает перекладину стула. Ужасным в двухминутке ненависти было не то, что ты должен разыгрывать роль, а то, что ты просто не мог остаться в стороне. Какие-нибудь тридцать секунд – и притворяться тебе уже не надо».

 

Данная сцена массового промывания мозгов, пожалуй, один из самых ярких и запоминающихся моментов в знаменитом романе-антиутопии «1984» британского писателя Джорджа Оруэлла. В описанном им мрачном мире абсолютного тоталитаризма «двухминутка ненависти» – ежедневный коллективный просмотр короткометражного пропагандистского ролика, проводимый властями с целью преобразования всех негативных настроений в обществе в ненависть к конкретным врагам правящей партии. Как и большая часть романа, идея подобного мероприятия имеет под собой реальную основу – нацистскую кинопропаганду времен Второй мировой войны. Будучи свидетелем событий первой половины ХХ века, Оруэлл полагал, что для манипулирования сознанием людей необходима безжалостная репрессивная машина тоталитарного государства. Как же он ошибался!

 

Полторы недели назад в одной из школ Киева идеологически правильные ученики решили проучить одну учительницу, взгляды которой, по их мнению, были слишком «ватными»: в лучших традициях хунвейбинов пожилую женщину принялись травить постоянным исполнением неприятной для нее песни «Батько наш – Бандера», доведя ее в итоге до нервного срыва и увольнения. Казалось бы, типичная местечковая перемога, благодаря которой, несомненно, еще на один шаг приблизилась окончательная победа над Русским миром. Однако реальные организаторы акции были явно настроены на ее многоразовость, а история с несчастной преподавательницей стала лишь запалом для запуска грандиозной машины массовой истерии.

Уже на следующий день некая итало-донецкая блогерша (это примерно как «житель Донецка» Денис Казанский) с восторгом раструбила о случае в киевской школе: «Вчера узнала о новом флешмобе среди школьников на Украине. Узнала от латентной ваты, работающей училкой в Киеве и которая в соплях кричала мне в телефон о том, что она на работу выходить не хочет, потому что дети на переменах поют о том, что они за Украину будут воевать и что Бандера – их отец… И да, дети поют в классах, коридорах, туалетах, раздевалках, спортзалах, на крыльце, на улице, дома… Везде».

 

Наконец, история про бандеровский флешмоб была предсказуемо подхвачена официальными СМИ. «Украинские подростки «поджигают» ватку», «Обламывают рога российским пропагандистам» – вовсю зубоскалили «патриотичные» журналисты, не уточняя, впрочем, каким именно пропагандистам «обламывал рога» очевидный факт того, что постмайданная Украина целиком и полностью ориентируется на бандеровские понятия. Ну а дальше в традициях китайской «культурной революции» флешмоб «пошел в народ»: пафосную песенку головорезов Западенщины стали исполнять дети, студенты, бюджетники, военные и даже священники (впрочем, это ПЦУ, они в принципе за любой мирской движ), словом, вся страна!

Возникает закономерный вопрос: в чем смысл этой массовой истерии, которая отчего-то именуется флешмобом? «Насолить за поребриком», – бодро отвечают ее участники. Однако они лукавят, ибо «за поребриком» вряд ли можно удивить кого-то тем, что бандеровец исполняет бандеровские кричалки; «насолить» можно разве что Варшаве, у которой к Бандере и его бандитам куда более теплые чувства, чем у москалей, но тут, как говорится, такэ. На самом деле все гораздо проще и банальнее и не имеет ничего общего с «обламыванием рогов российским пропагандистам».

 

«Фигуру врага заслонила наплывом голова Старшего Брата, черноволосая, черноусая, полная силы и таинственного спокойствия… Что говорит Старший Брат, никто не расслышал. Всего несколько слов ободрения… Тут все собрание принялось медленно, мерно, низкими голосами скандировать «ЭС-БЭ! ЭС-БЭ! ЭС-БЭ!» снова и снова, врастяжку… Отчасти это был гимн величию и мудрости Старшего Брата, но в большей степени – самогипноз: люди топили свой разум в ритмическом шуме».

Технология промывания мозгов населению с целью отвлечения от реальных проблем была описана более 70 лет назад, пусть и в весьма гротескной форме. Современное украинское руководство не брезгует использовать аналогичные приемы манипуляции самыми примитивными чувствами людей – страхами и ненавистью. Цинизм ситуации усиливается еще и тем, что делается это с совсем юными душами, не имеющими какого-либо интеллектуального иммунитета от обмана, однако переполненными наивными эмоциями. Культ Степана Бандеры на наших глазах становится культом Старшего Брата для подрастающего поколения, который, как и для граждан фантастической Океании, является защитой не только от внешних и внутренних врагов, но и от жизненных невзгод: стоит лишь спеть его гимн, как «за поребриком полыхает», «внутренняя ватка горит». А что еще нужно щирому патриоту для счастья?

 

Увы, пока еще не вся украинская молодежь прониклась этой гениальной формулой, что порой приводит к самым печальным последствиям. Так, в минувшее воскресенье в учебном центре «Десна» прямо на посту застрелился срочник, которому оставался лишь месяц до дембеля – видимо, от грядущих «перспектив» на гражданке в постмайданной Украине. А спел бы «Батько наш – Бандера», глядишь, и от сердца бы отлегло…

 

Евгений Смирнов
газета “НОВОРОССИЯ” №372

Читайте также: