УПРАЖНЕНИЯ НА СТУЛЬЯХ
Периодически мне ставят в укор: ну как же так, вы такая патриотическая, пророссийская, русская газета и так пинаете Батяньку другой очень славянской страны, между прочим, союзника, а то и главного партнёра Кремля. Вот допрыгаетесь, придут за вами строгие товарищи с холодными сердцами – горячими головами, тогда узнаете, как пана Лукашенко обзывать нехорошими словами.
По белорусской теме у нас Карамазов главный. Он на змагарах уже три собаки съел, в теме глубоко, материалом владеет, вопрос изучает под микроскопом. Я же лишь дополню, что как политик Бацька себя изжил давно. Когда-то, в далёком 1994 году, он, ещё совершенно никому не известный, удачно съездил в Москву по приглашению знакомого, его показали депутатам (там тогда было очень много странных депутатов), дали выступить.
Он много чего наобещал на тему незалежности – тогда это была очень модная тема – и вскоре чудесным образом воцарился на белорусском престоле. На долгие, долгие годы. Теперь его власть опирается на силовиков, но опора на кулаки – это не политика, это другое, и оно долго продолжаться не может. А пока осталось время, начальник Синеокой чудит как может. То ли грозит, то ли оправдывается, то ли жалуется. «Иногда политикам приходится делать то, чего не хочется. Это ко мне не относится» – цитата.
На этой неделе весь мир транслирует выдержки из белорусского телешоу, посвящённого годовщине очередной «решительной победы» Лукашенко в президентских выборах. Традиционно заявленная планка в 80 процентов голосов полностью взята. Мы помним, что победа почему-то сопровождалась избиениями несогласных и журналистов, массовыми митингами по всей стране и другими прелестями местной демократии. Но постепенно всё устаканилось.
В Москве и на тот период никакого преемника не видели, а технические Бацькины кандидаты были непроходными априори. Так что выборы, конечно, были крайне сомнительными, ситуация раскалилась, и риск слить Белоруссию в аналог ещё одной незалежной мог бы привести к тяжелейшим последствиям в том числе и в самой России. Мы знаем, как это происходит. Так что сжали зубы и ждём добрых перемен. Причём планируемых, а не в результате «удобного случая».
Состоявшееся телешоу вышло под вывеской «Большой разговор», но на самом деле его стоило бы назвать «Долгая болтовня». Лукашенко несколько часов изображал из себя председателя колхоза, выступающего перед похмельными работничками, гневно изобличающего всех и вся. Теперь российские, американские, европейские, азиатские настоящие политики и обозреватели с изумлением вникают в его чудные речи и делают себе пометки о вывихах авторитаризма на современном историческом этапе.
А я не могу не вспомнить команданте Фиделя Кастро, тоже, кстати, авторитариста. В стране, находящейся на другом полушарии, у нас был вернейший друг, настоящий союзник и соратник до конца своих дней. Никогда в жизни не торговавший «суверенностью», прекрасно понимавший, что любая социалистическая, а тем более коммунистическая идея будет в момент растоптана «прогрессивной общественностью» и затем для верности прополота ковровыми бомбардировками при малейшем ослаблении тогдашних политических и экономических связей с СССР. Слушайте, я так бы хотел видеть Кубу 16-й республикой Советского Союза, а Фиделя – членом ЦК КПСС. Я всё ещё помню его пламенные выступления. Достойнейший был человек.
Но, осознавая нервозный накал холодной войны, кубинские товарищи не нагнетали обстановку, представляя возможные последствия тех дней. Это было действительное партнёрство двух социалистических стран. Огромная страна помогала маленькому острову всем, чем могла, но и Куба не была нахлебником – миллионы тонн сахара, цитрусовых, никель и кобальт, лекарственные препараты. Причем масштабы взаимного сотрудничества росли с каждым годом вплоть до самой беловежской измены.
А вот пан Лукашенко всё видит несколько в ином ключе, прекрасно понимая огромное значение Белоруссии для восточного соседа и занимаясь самой банальной спекуляцией. Судя по его выступлениям, он хочет всего лишь убедить окружающих в своей личной непогрешимости и отеческой мудрости. Полный зал специально отобранных бюджетников и аккредитованных журналистов внимали каждому слову «отца нации». И Бацьку несло.
Напомним, что по результатам прошлогодних выборов президентом его считают в очень немногих странах. В той же Европе к нему относятся как к узурпатору и никаких дел вести не хотят. Казалось бы, в таких-то условиях дружи с Россией изо всех сил, занимайся реальным строительством союзного государства и, самое главное, добивайся уважения со стороны самих белорусов, которые тоже очень не все считают Лукашенко своим президентом. Особенно молодёжь. Но Лукашенко занят куда более насущными делами – устной мобилизацией населения на войну со всем миром.
Можно говорить сколько угодно о цветных революциях, прикладывая их как шаблон к каждому недовольному чиху, но лучше сразу честно определить, что самое слабое звено – пытающийся балансировать между двумя стульями Бацька. Причём насчёт наличия второго стула есть вопросы, чем он там на самом деле подпирается, достоверно неизвестно.
В вопросе Крыма и Донбасса Лукашенко демонстрирует себя принципиальным государственником и признавать их не желает. Говорит, вот пусть в России последний олигарх признает Крым, а потом и я тоже подпишусь. Прошу прощения, а какое отношение эти господа предприниматели, пусть и очень богатые, имеют к государственной повестке и определении государственного курса? В Кремле что, Абрамович с Усмановым подписывали агреман белорусскому посольству? Да, мы в курсе, под какие санкции могут попасть бизнесмены, работающие на внешнем рынке и при этом желающие вести дела в Крыму. Но Ляксандру Рыгорычу-то чего терять, он уже давно все горшки со всеми перебил, но при этом рассказывает, что связан международными договорами.
Слушайте, а может, у всей его эпатажности и несговорчивости имеются совсем другие причины? Может, тянется все-таки тонкая ниточка личных интересов в западные дали? Оттого и валяет дурака? Будапештскую декларацию он свято чтит, но равняется почему-то на российскую олигархию.
Кстати, про преемников. Пообещал, что очень скоро уйдёт, но не сказал куда. Поведал собравшимся, что президенты ниоткуда не появляются, их надо выращивать. На мнение народа полагаться не стоит, подбирать только из своих. Говорит, уже человек 15-20 кандидатур есть, чем-то похожих на него. Нет, не лицом (надеюсь), а, конечно же, преданностью стране. Вспомнился анекдот про англичан, которые уходят, не прощаясь, и про евреев, которые прощаются, но не уходят. И вот теперь Бацька, который пообещал, но не разъяснил насколько скоро.
Да и вообще, он хозяин своему слову. Страна другая, время другое, сегодня – одно, завтра – другое. Дал понять: решение найдено и он может поменяться на должность председателя белорусского парламента, но при условии быстренького и не очень заметного смещения конституционного курса республики с президентского на парламентский. Но в начале следующего года на референдуме будут приняты многочисленные, уже сформированные поправки. Там много про ограничительные меры для президентов – стандартно два срока, возрастной ценз, круг полномочий и т.д. В общем, всё красиво.
И про парламент, точнее, ВНС (Всебелорусское народное собрание). Само по себе оно ничего не значит, это огромное количество народу, почти целиком из числа чиновников, собираемое раз в пятилетку для отчётов. Но у него теперь предполагается постоянный рабочий орган – Президиум этого самого собрания с заложенной удивительной функцией объявления импичмента президенту. То есть его контролирования. И кто же будет председателем и этого колхоза?
«Молитесь Богу, чтобы я согласился быть председателем Всебелорусского народного собрания», – заявил Лукашенко.
Есть ещё вопросы, уважаемые читатели, когда наступит это «скоро уйду»?
Бацька в процессе говорильни дал странный совет Зеленскому, мол, садись на вертолёт и лети в Донецк на переговоры к сепаратистам, дела сразу пойдут.
Неожиданно, да? Вот прилетает укропрезидент к нам, встречается с Главой, и потом объявляют решение, которое, по идее Лукашенко, должно понравиться Зеленскому. Ну, мы-то знаем, что ему может понравиться, они этого не скрывают. Жаль, в этой чудесной Бацькиной идее не раскрыто содержание аргументов, которые будут приводиться украинской стороной на этой встрече, хотя наверняка «отец народа» способен решать любые конфликты, что подтверждается его высоким международным реноме. А, нет, простите, не подтверждается.
Вообще я, конечно, очень далёк от мысли давать советы столь значимой персоне, но мне кажется, его задачей (как генерального партнёра) должно быть постоянное напоминание Киеву о необходимости выполнения Минских соглашений, а не художественный треск про вертолёты в Донецке. Наша сторона неоднократно призывала украинские власти к прямым переговорам, об этом говорит и наш Президент, на это указывают и сами соглашения. Только пусть они проходят на нейтральной территории, в том же Минске. Видеть здесь руководителей страны, которая до сих пор расстреливает наши города, я хочу лишь в одном месте – в суде на скамье подсудимых.
Некоторые говорят, мол, Лукашенко – парень очень крученый, работает на «хитрый план». Жаль, но этот план, видимо, разрабатывали совсем не в нашем обкоме. Даже без всякого микроскопа видна его полезность заокеанским управленцам: он выполняет роль деспотического пугала для всей остальной Европы и в то же время совершенно явно вбивает клинья в проект союзного государства, притом однозначно настраивая белорусов против России. Лукашенко может говорить и делать что угодно, грозить миру ядерной войной с Россией, крутить дули и размахивать кулаками, но смысла в этом нет. В Кремле всегда могут сказать: а мы-то тут при чём? Он же самостийник, чудила, никого слушать не хочет.
И да, для Европы он политический труп, а вот у дяди Сэма интересы есть – в образовании ещё одной незалежной кровавой помойки под боком России. Вот там, за океаном, как раз больше всех и заинтересованы в продолжении руководящей деятельности этого пана, ибо лучшего повода душить Белоруссию санкциями, разжигать протесты и разлагать местную интеллигенцию трудно представить.
Знаете, с чьей помощью Янукович выпихнул с кресла Ющенко? С помощью американских советников, проводивших его выборную кампанию 2010 года. Сделали всё грамотно, безупречно с юридической стороны. И ни один майдан не пикнул, ни один суд не решился пересчитывать голоса, когда «проффесор» принял державную булаву из рук полностью выработанного, малахольного Ющенко.
Рекордное число иностранных делегаций на инаугурации, понятно? Американцы выражали огромную убеждённость, что именно при этом президенте отношения между США и Украиной достигнут невиданных высот. И вот с ним уже и санкции пошли, и массовые протесты, и поехавшая набекрень интеллигенция, и кровавая каша в конце. Этот не подкачал, «хитрый план» реализовал полностью. Тоже на стульчиках эквилибрировал.
Поэтому здоровую, сильную и братскую Белоруссию вижу исключительно в составе Империи, во главе с адекватным руководителем, реально заботящимся о народе, а не о личной власти.
Здоровья вам.
Дмитрий Дезорцев
газета Новороссия №361