ОТ БЛАГОДАРНОГО РУССКОГО НАРОДА
Ровно 300 лет назад Россия была провозглашена империей. Незадолго до этого в Северной войне русские разгромили Швецию, и страна, обретя выход к Балтийскому морю, получила статус настоящей морской державы. Объявление высшей формы государственно-монархического устройства в стране прежде всего обозначало амбиции России в глобальном мироустройстве. У императора Петра Великого были серьёзные к тому планы.
Старые недруги – шведы и поляки – были загнаны под лавку, а непомерная вековая заносчивость и самомнение западных государств сменились на почтение и всякое выражение дружелюбности. Силу они понимают хорошо, а Пётр Алексеевич никогда не стеснялся ни крепких слов, ни по зубам дать – реагировал быстро. Началась эпоха имперского строительства – расширения государственных границ, утверждения национальных интересов, создания новой административной системы.
Память о той России осталась в наших генах. Империя – это и есть цивилизация, а русские, как абсолютно имперский народ, впитали за столетия черту, присущую именно таким деятельным, преобразующим мир нациям. Русские несут мир.
А 4 ноября мы празднуем День народного единства, не забывая, кому мы обязаны спасением нашей страны от разграбления и порабощения в далёком 1612 году. Мы неоднократно писали о подвиге простых русских людей, народного ополчения, по призыву нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и его товарища князя Дмитрия Пожарского освободивших Москву от засевших в Кремле польских интервентов.
История помнит о том, насколько тяжки для России были почти 30 лет Смутного времени, как раздирали её внешние и внутренние враги. Смута – это всегда позор. Безвластие, безнаказанность, орды мародёров и грабителей, повсеместное воровство, мздоимство, расхлябанность и опустошение душ. И те же «дорогие партнёры», готовые в любую секунду отхватить у лежащей в параличе страны не уезд, так волость. Нам ли, пережившим 90-е годы, не представить ужас тех дней?
Кто спас Россию? Простые русские люди – новгородцы, добровольцы из других русских городов, и, конечно же, Русская православная церковь, иерархи которой без устали призывали народ к борьбе с врагами Отечества. Так что, дорогие читатели, есть кого помнить и славить за спасение нашей страны от неминуемой гибели.
Помимо того, что этот красный день отмечен в государственном календаре выходным, у него есть ещё одна особая традиция: во многих городах 4 ноября проходит неформальный, неофициозный «Русский марш» – шествие патриотов.
Крайний раз такое шествие в Донецке случилось восемь лет назад, ещё при Украине. Хорошо помню тот день. Низкое серое небо со срывающимся дождём не помешало сторонникам русской идеи собраться перед горадминистрацией и пройти под триколорами в сторону площади Ленина. Не скажу, что было много народу, время уже было нервное. Через каждые 30 метров стояли полицейские, сверля глазами идущих, и люди в штатском, старательно записывающие каждого участника на видео.
В Киеве к тому времени уже начали заворачиваться события, совсем скоро приведшие к трагическим последствиям, а у нас ещё всё было тихо, власти декларировали старый добрый принцип безответственности: «Усе буде добре!». Да и очень многие, как встарь, полагали, что вот сейчас вдруг встанут люди по всей Украине, сдвинут брови, сожмут кулаки и побегут от них, петляя огородами, озабоченные нацистскими идейками рогули.
И ведь вроде уже прививка была сделана. Годы правления Кучмы и особенно оранжевого пана Ющенко прекрасно показали, что и с организацией у бандеровцев всё отлично, и спонсоры есть богатые, и планов своих они не скрывают. Украинизация пёрла, как немецкий танк, и некому было свернуть ей дуло набок. Вера в Януковича, грудью защищающего народ, была всё ещё сильна. В себя надо верить, дорогой читатель, а не во власть, которая приходит и уходит, не оставляя после себя даже доброй памяти.
Однако не могу не согласиться с доводами, что всякие народные ходы слишком легко превратить в чисто политические акции, направленные на что угодно, только не на изначально декларируемые цели. Тот же «Русский марш» всегда предполагается как показатель единства нации, как собрание соратников, демонстрирующих волю к сплочённости и решимость в достижении поставленных задач.
К сожалению, уровень подготовки и проведения шествий остаётся очень низким, акцию легко дискредитировать, просто внедрив в ряды участников провокаторов, что случалось практически всегда. И тогда марш превращался в позорный цирк уродов. А потом СМИ радостно показывают то колонны безмозглых неонацистов, торгующих собственной национальностью, то партийных деятелей, решивших задарма попиариться, то просто обычных нанятых титух, с трудом понимающих, зачем их собрали.
Слава богу, их всегда легко разглядеть.
И ведь всегда же есть перед глазами пример – ставший уже всемирным «Бессмертный полк». Образец мирного шествия, спокойный, благородный, мощный, торжественный сам по себе. Вот я бы хотел видеть таким и наш «Русский марш».
В этом году он не случится. Его анонсировали, согласовывали, утверждали, но нет, не будет шествия. Если в былые годы всякое не подкреплённое партийным благословением собрание граждан «больше трёх» считалось потенциально опасным для молодого донецкого государства, то теперь аргумент убедительнее ковида трудно найти. Ну что ж, может, в следующем году попустит.
Но раз есть русские, значит, есть и нерусские, верно? Вдруг проснулись и задули в старую дудку некоторые донецкие паркетные патриоты, которым наша газета хуже горькой редьки. Вспомнили про мифические стотыщ народностей на Донбассе – методичку, написанную под руководством профессионального русофоба Лейбы Троцкого ещё в начале прошлого века. Ну вот где они эти стотыщ нашли, не могу понять. Не иначе как в овощном отделе Крытого рынка?
И ведь, удивительное дело, на высшем республиканском уровне уже прошло несколько масштабных форумов «Русский Донбасс», даже целая Доктрина написана профессиональным идеологом, а сколько стихов и песен написано – и вдруг нам сообщают, что нет тут в помине никакой русской самоидентичности. А где есть? И как она выглядит? А неважно как, оказывается, наличие самой русской идентичности – это, несомненно, начало фашизма и прочего ИГИЛа на отдельно взятой территории. И вообще, не русские мы тут, а «донбассовцы», особая такая национальность неизвестного происхождения, то есть те, кого хохлы называют «донбасяне», тоже страшась упоминать запретное слово.
Откуда взялись украинцы, мы знаем: поляки с австро-венграми очень старались в своё время. А вот откуда на Дикое поле пришёл «донбасский народ», наверное, лучше всего подскажут в Киеве, где окопалась та самая «донбасянская» диаспора, и, не зная, чем полезным себя занять, придумывает удивительные истории для гиперактивных и необычайно творческих персон, оставшихся за фронтом. Персоны, наслушавшись киевских рассказок, вещают, что у нас война, нам не до национальностей. Ну что тут ответишь? Праведник патриарх Гермоген, напрямую обращавшийся к русскому народу во времена Смуты, видимо, чего-то не понимал в своём шовинистическом угаре. Ему явно не хватало команды креативных космополитов в советники с их идеями о национальном безличии.
Мы много лет говорили о Русском мире. Напомню, Россия, наше отечество, хоть и является многонациональным государством, но 90 процентов её населения – люди, уверенно называющие себя русскими. При этом, хочу заметить, мне неважно, как выглядит человек, какого он роду-племени, какой у него акцент, разрез глаз и оттенок кожи. Если он сам называет себя русским, уважает русскую культуру и историю, говорит на русском языке и любит Россию – для меня он однозначно русский человек. И таких людей в России тоже не один миллион найдётся.
Так что, несмотря на то, что «Русский марш» в этом году отменён, у нас всё равно есть хороший повод благодарному русскому народу ещё раз вспомнить великие деяния Империи и тех, кто её строил и защищал. Поклонимся беспримерному подвигу русского народного ополчения 1612 года, помянем добрым словом старосту Минина и его военного товарища – князя Пожарского. Как говорил шовинист Александр Суворов: «Мы русские, какой восторг!». Вот тут действительно нечего добавить.
Дмитрий Дезорцев
газета “Новороссия” №373