ВО ВЛАСТИ БАНДЕРЛОГОВ

Судьба русского историко-культурного наследия на Украине

На этой неделе исполнилось ровно семь лет с начала организованной украинскими нацистами в рамках «евромайдана», а затем подхваченной на государственном уровне кампании по варварскому уничтожению памятников общерусской истории и культуры на Украине. Системная ликвидация русского историко-культурного наследия на территории этой страны – один из аспектов нарушения фундаментальных прав русских на Украине.

В свое время генсек ООН Пан Ги Мун назвал разрушение культурных объектов военным преступлением. Совет Безопасности ООН ставит это явление в один ряд с терактами, а глава ЮНЕСКО окрестила его термином «культурные чистки».

 

Коллективная историческая память считается важнейшей опорой национального самосознания и национальной идентичности. Именно поэтому практика уничтожения исторического наследия отдельных народов давно стала оружием в руках экстремистов. Стирая с лица земли памятники культуры, они посягают на достоинство народов, их ценности и идеалы, определяющие силу нации, ее способность выдерживать исторические испытания и развиваться. По словам эксперта ЮНЕСКО в области чрезвычайных ситуаций Джованни Боккарди, проблема уничтожения культурно-исторического наследия выходит за рамки культуры: «Это удар по самосознанию и устойчивому развитию той или иной народности. Боевики лишают людей их прав, включая право на культуру… Цель экстремистов – запугать население, установить контроль. В каком-то смысле, терроризируя население и уничтожая его культурное наследие, они осуществляют этнические чистки».

 

Война на уничтожение русскому историческому наследию на территории современной Украины была объявлена не сегодня и не вчера. Украинские национал-радикалы и стоявшие за ними пропитавшиеся национализмом государственные чиновники и олигархические элиты развернули ее с начала 1990-х годов. Полигоном для обкатки многих русофобских технологий стала в то время Западная Украина.

Помню, как летом 2002 года меня удивила надпись на памятнике казацкому кошевому атаману Ивану Подкове во Львове. Во фразе «герой совместной борьбы русского, украинского и молдавского народов против турецких поработителей» слово «русского» было тщательно замазано цементным раствором, что, однако, не помешало мне его прочесть и сделать собственные выводы. Между тем автор памятника в 2000-х годах даже изготовил специальную декоративную накладку в виде подковы, чтобы закрыть ею слово «русский». «Тепер пам’ятник має правдивий напис», считают во Львове. Как будто русский народ не боролся с турецкими захватчиками и не делал этого совместно с населением Южной и Юго-Западной Руси. А если вспомнить, что Львов в XVI веке, когда жил Иван Подкова, был административным центром Русского воеводства в Польском королевстве, эти потуги по вытравливанию всего русского выглядят совсем глупо. Уже один этот пример показывает, что борьба с русским историко-культурным наследием на Украине – это на самом деле борьба со своими историческими корнями, борьба в конечном счете с самими собой.

 

Не прекращаясь ни на минуту, процесс ликвидации русского историко-культурного наследия приобрел более системный характер при президентстве Ющенко и помчался галопом после государственного переворота в феврале 2014 года.

Юридической основой для борьбы с памятниками были законы, принятые в составе «декоммунизационного пакета» в апреле 2015 года. Это законы «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики» и «Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939–1945 годов». Первый из них путем манипулятивных технологий на законодательном уровне поставил знак равенства между коммунистическим и нацистским режимами и в реальности направлен исключительно против советского наследия на Украине. Второй же был придуман исключительно для того, чтобы вывести из юридического употребления понятие «Великая Отечественная война».

 

После мая 2015 года демонтаж памятников и переименование топонимов на Украине стали осуществляться повсеместно.

В мае 2018-го председатель т.н. украинского института национальной памяти одиозный В. Вятрович сообщил, что власти успели переименовать 987 населенных пунктов и 52 тысячи топонимов на Украине. Кроме того, за три года было снесено около 2,5 тысячи памятников.

В рамках этой кампании от вандалов пострадали отнюдь не только памятники советским деятелям. Хотя и статуи Ленина украинские радикалы низвергают в первую очередь как «символ имперского влияния». Этот парадокс отметил Д. Соколов: «Революционера Ленина, который являлся, по сути, одним из создателей Украины в ее привычных границах, не знающие истории «патриоты» сносили… как символ России!».

Таким образом, для украинских национал-радикалов и деятелей постмайданной киевской власти т.н. декоммунизация является лишь одним из этапов дерусификации. Советский режим для них всего лишь одно из обличий исторической России.

 

Борьба с памятниками общерусского историко-культурного наследия

 

24 февраля 2014 г. в Бродах Львовской области демонтировали памятник выдающемуся русскому полководцу, герою Отечественной войны 1812 года Михаилу Кутузову. Бюст сняли в присутствии представителей местной власти под националистические лозунги. Депутаты горсовета от националистической партии «Свобода» добивались демонтажа памятника с 2008 года.

13 марта 2014 г. в селе Ометинцы Немировского района Винницкой области неизвестные сняли с постамента бронзовый бюст уроженца этого села, героя первой обороны Севастополя 1854–1855 годов, матроса Петра Кошки. «Все в селе шокированы. Что же матрос Кошка кому сделал?» – заявил тогда председатель сельсовета.

 

25 мая 2014 г. в Киеве был изуродован памятник святому равноапостольному князю Владимиру – Крестителю Киевской Руси. Скульптура была установлена в честь 1025-летия Крещения Руси летом 2013 года. Крест, который держал в руке святой Владимир, разбили вдребезги.

6 июня 2014 г. в Харькове неизвестные разрисовали памятник Пушкину. Акт вандализма совершили в день 215-летия со дня рождения поэта.

27 ноября 2015 г. в Одессе демонтировали памятник двоюродному брату императора Николая II, князю Константину Константиновичу, расположенный на территории Одесской военной академии. И хотя К. Романов не дожил до революции, его памятник снесли в рамках реализации закона о декоммунизации.

 

24 января 2019 г. в Киеве во дворе военного лицея имени И. Богуна снесли памятник выдающемуся русскому полководцу Александру Суворову. «Долой московской мусор с Украины! Суворов – на выход. Деколонизация на марше», – так сообщил о демонтаже памятника Вятрович. Разрешение на снос памятника выдала экспертная комиссия министерства культуры Украины в конце 2018 г. Глава минкульта Е. Нищук даже советовался по этому вопросу с участниками т.н. АТО.

После «евромайдана» под постоянной угрозой разрушения находится памятник императрице Екатерине II и основателям Одессы. Задолго до госпереворота украинские национал-радикалы выражали намерение снести монумент императрице. Совсем недавно, 8 ноября 2020 г., в Одессе группа молодых украинских нацистов требовала демонтировать памятник Екатерине Великой под лозунгом: «Знищ Катерину – захисти Україну». Причем снести памятник историческим деятелям XVIII века они призывали также в рамках закона о декоммунизации.

 

Судьба памятников советского периода

 

Нужно отметить, что декоммунизаторы не ограничиваются сносом памятников советским партийным деятелям. Массово были переименованы топонимы, носившие имена освободителей Украины Георгия Жукова и Николая Ватутина.

 

Одним из самых ненавидимых современными украинскими нацистами советских полководцев является командующий войсками 1-го Украинского фронта в 1943–1944 годах, освободитель Киева и Правобережной Украины генерал армии Н.Ф. Ватутин. В апреле 2019 г. памятник прославленному военачальнику Великой Отечественной войны разрушили в одном из населенных пунктов Черниговской области. К разрушению монумента причастны радикалы организации ВГО «Сокол», позиционирующей себя как «военно-спортивное общество» и придерживающейся «украинского социал-национализма». В своем сообщении националисты отмечают, что Ватутин был включен украинским институтом национальной памяти в список лиц, «причастных к борьбе против независимости Украины». Поэтому памятник «кровавому русскому генералу» был демонтирован в 30 км от границы с Россией. Совершаются нападения на памятники Ватутину и в других местах. Например, весной 2018 г. националисты разбили кувалдами монумент в Бердичеве и увезли в неизвестном направлении скульптуру в Сумской области. А в марте 2019 г. был уничтожен памятник в селе Феськовка Черниговской области.

Под постоянной угрозой уничтожения и памятник Н.Ф. Ватутину работы прославленного скульптора, уроженца Днепропетровска Е. Вучетича, установленный в Мариинском парке Киева в январе 1948 года над могилой генерала. Памятник неоднократно подвергался атакам националистов. Его разрисовывали нацистской символикой и оставляли оскорбительные надписи («палач Украины»). 1 августа 2017 г. Киевский городской совет постановил, что Герою Советского Союза в центре «европейской столицы» не место, памятник должен быть снесен, а прах за свой счет должны забрать родственники.

 

В марте 2020 г. о намерении снести памятник сообщил и новый глава института национальной памяти А. Дробович. А нацистские группировки С14 и «Демократическая сокира» ведут в соцсетях активную кампанию по сбору подписей за снос памятника. Планируют заняться этим после карантина.

Объект постоянных нападок со стороны украинских нацистов и могила легендарного советского разведчика, Героя Советского Союза Николая Кузнецова, которая находится на территории Львова. Летом 2018 г. ее облили краской, а в марте 2019 г. был похищен бронзовый барельеф с гранитной надгробной плиты Кузнецова на Холме Славы.

Потакая национал-радикалам, власти Львова 3 марта 2019 г. снесли Монумент Славы, фактически надругавшись над памятью воинов-освободителей.

 

Анализ нормативно-правовой базы и практики органов власти современной Украины неопровержимо свидетельствует, что основной целью ее государственной политики является насильственная ассимиляция многомиллионной русскоязычной общины, подмена исторической памяти народа. Вся постмайданная гуманитарная политика этой страны стоит на фундаменте этнического национализма.

Тем не менее на территории современной Украины все еще существует большое количество памятников, связанных с русской историей и культурой. Среди них можно выделить памятники древнерусской архитектуры X–XIII вв.; памятники событиям и участникам Переяславской Рады; событиям и участникам русско-турецких войн XVII–XIX вв. и периода освоения южнорусских земель; событиям и участникам Полтавской битвы 1709 года; памятники выдающимся русским и советским деятелям культуры и науки; захоронения известных русских исторических личностей.

 

На нынешнем поколении русских людей лежит большая ответственность перед предками. Мы должны найти способ спасти памятники общерусской истории и культуры на Украине от уничтожения нациствующими вандалами, хлебнувшими из реки беспамятства. Нам необходимо создать полноценные реестры объектов культурной и исторической ценности, достучаться до международных организаций для привлечения внимания к проблеме сохранения русского историко-культурного наследия на Украине. Также нужны культурно-просветительские проекты и образовательные программы, которые смогут вырвать русскоязычную молодежь Украины из-под влияния необандеровской пропаганды. Смогут открыть глаза на то, где их истинная славная история, а где скороспелые и низкопробные фальсификации, созданные в угоду Западу. Мы должны вернуть единство Русскому миру. ДНР и ЛНР обладают опытом борьбы и имеют достаточный потенциал, чтобы стать в авангарде русской культурной Реконкисты на исторической территории Южной и Юго-Западной Руси.


Мирослав Руденко
По материалам СМИ
газета “Новороссия” № 326

Читайте также: