Cферы влияния для противостояния России и Китаю

 

Как и в Ялтинском соглашении 1945 года, раздел глобальных сфер влияния между Соединенными Штатами, Россией и Китаем может иметь аналогичный успех для всего мира.

 

Существует растущая угроза войны США на два фронта – с Россией и Китаем, обусловленная их растущим превосходством над Соединенными Штатами в области ядерного, электромагнитного импульсного (ЭМИ) и кибероружия. Несмотря на эту растущую стратегическую военную неполноценность США, многие, если не большинство американских политиков, продолжают верить, что Соединенные Штаты являются сильнейшей военной державой на Земле. Это заблуждение заставило их пренебречь восстановлением ядерного арсенала Америки, созданием всеобъемлющей национальной системы противоракетной обороны и укреплением американских энергосетей для предотвращения катастрофических атак России или Китая. Лидеры США должны отказаться от своего идеалистического заблуждения о безопасном и надежном однополярном мире, в котором Соединенные Штаты повсеместно признаны самой могущественной сверхдержавой. Реальность совершенно иная. Америка сейчас сталкивается со все более жестким, ограниченным и неудобным выбором и отчаянно нуждаясь в новой, дальновидной генеральной стратегии, которая противостоит, разделяет и разрушает этот растущий союз между двумя ядерными сверхдержавами.

 

Чтобы решить эту беспрецедентную дилемму национальной безопасности и обеспечить выживание Америки, лидеры США должны заменить устаревшую и провалившуюся генеральную стратегию – свое стремление к гегемонии, стратегическим сокращением и укреплением своей территории. Стратегия стратегического сокращения позволила бы сохранить ценности Америки вместе с ее ограниченными военными ресурсами и переориентировать их на защиту основных, жизненно важных интересов США. Это снизит риски развязывания войны с противниками, что приведет к более безопасному миру.

 

Сокращение (ликвидация баз США) будет направлено на то, чтобы ни одна крупная держава не доминировала в Европе и Северо-Восточной Азии. В свою очередь, это вынудит союзников США взять на себя основное бремя обеспечения безопасности в своих регионах и полагаться на местные силы для уравновешивания региональных гегемонов, таких как Россия и Китай. Вооруженные силы США будут размещены за горизонтом, либо за границей, либо даже внутри Соединенных Штатов, избегая позиции передового развертывания, когда силы США по существу служат «растяжками», вынуждающими  вовлечение США в иностранные войны в случае агрессии, при том недостаточными для защиты союзников или просто сдерживания такой агрессии. Такая стратегия восстановила бы свободу действий США в выборе того, в каких войнах участвовать, а каких избегать, учитывая, что такие войны могут быстро и неожиданно перерасти в ядерный уровень.

 

Соответственно, чтобы уменьшить растущий риск того, что Соединенные Штаты будут втянуты в войны великих держав, США выведут свои вооруженные силы из Европы, Африки и Азии, включая Ближний Восток. Они также воздержалась бы от вторжения и оккупации других стран и участия в усилиях по национальному строительству. Соединенные Штаты направили бы экспедиционные силы только в том случае, если бы страны, находящиеся в сфере их влияния или представляющие их жизненно важные интересы, такие как Западная Европа и Япония, находились под непосредственной угрозой нападения противника. Исключение может быть сделано для сохранения ограниченного числа американских войск, развернутых в Германии, в качестве защитной меры для сдерживания потенциальной российской агрессии против Западной Европы — в знак признания уникального значения этого региона для экономики и промышленности США.

 

Сокращение военного присутствия США за рубежом еще больше подорвало бы поддержку антиамериканского терроризма и, что наиболее важно, значительно уменьшило бы стимул для России и Китая вступать в союз друг с другом, чтобы уравновесить потенциалы США. В рамках этой стратегии Америка, наконец, откажется от своей неудачной Глобальной войны с терроризмом, унесшей триллионы долларов впустую на бесплодные войны против повстанцев на Ближнем Востоке. Вместо этого, после двух десятилетий отвлечения внимания, в которых Россия и Китай обогнали США,  обладая теперь потенциалом практически во всех ключевых областях стратегических военных технологий, Соединенные Штаты, наконец, приступят к модернизации и восстановлению своего стратегического ядерного арсенала и стратегических оборонительных возможностей. Исторический анализ показывает, что большинство великих держав, переживающих острый упадок, приняли стратегии сокращения и были заметно более успешными, чем государства, проводившие другую политику.

 

Принятие общей стратегии «балансирования на шельфе» может сопровождаться продолжением дипломатического «мирного наступления» США и переговорами о соглашении разделе глобальных сфер влияния, которое защитит жизненно важные интересы США, чтобы предотвратить возрастающую вероятность непреднамеренной и катастрофической войны с Россией или Китаем. Последнее соглашение о сфере влияния было заключено президентом Франклином Рузвельтом, премьер-министром Уинстоном Черчиллем и советским диктатором Иосифом Сталиным на Ялтинской конференции в феврале 1945 года. Эти соглашения сохраняли мир в Европе на протяжении более полувека, во многом благодаря сохранению США ядерного паритета с Советским Союзом на протяжении всей холодной войны.

 

Раздел глобальной сферы влияния между Соединенными Штатами, Россией и Китаем может иметь аналогичный успех. Президент России Владимир Путин неоднократно заявлял, что одной из его главных внешнеполитических целей является заключение «нового Ялтинского» соглашения. В такой схеме мир был бы разделен на регионы, каждый со своим доминирующим региональным гегемоном, с главной целью содействия стабильности и миру.

 

В соответствии с таким соглашением Соединенные Штаты возьмут самую большую сферу влияния, включая все Западное полушарие, Западную Европу, Японию, Австралию и Новую Зеландию, которые останутся под защитой американского «ядерного зонтика». Российская сфера влияния будет включать бывшие советские республики, Сербию, Иран, Ирак, Сирию и Ливию. Сфера влияния Китая может включать Северную Корею, Тайвань, Южно-Китайское море, Пакистан, Афганистан, четыре прокоммунистических государства в Юго-Восточной Азии и около полудюжины африканских стран. Если бы лидеры США согласились с таким планом и взяли на себя обязательство не размещать американские войска в Восточной Европе — за исключением случаев российской агрессии, — тогда Россия, осознав свою цель обеспечения военной безопасности вдоль своей западной границы, могла бы обратить свое внимание на восток в сторону растущей угрозы Китая.

 

Как мудро сказал древнекитайский генерал Сунь-цзы в «Искусстве войны»: «Таким образом, что имеет первостепенное значение на войне, так это атаковать стратегию противника. Следующий лучший способ – разрушить его союзы дипломатией».

 

Сегодня Соединенные Штаты могут даже согласиться выйти из НАТО, которая будет продолжать функционировать как альянс, возглавляемый Европой, а не США, в обмен на выход России из ее союза с Китаем и прекращение всего китайско-российского военного сотрудничества и взаимной помощи. Такое всеобъемлющее соглашение признало бы и уважало жизненно важные интересы всех трех ядерных сверхдержав и разрешило бы все основные нерешенные споры. Это позволило бы свести к минимуму потенциальные риски военного конфликта в интересах сохранения мира между великими державами.

 

Как объяснил Грэм Эллисон в статье, опубликованной Foreign Affairs, сохранение этого мира имеет решающее значение для национальной безопасности США:

Даже обычная война, которая может перерасти в ядерную войну, чревата катастрофой…. В будущем американским политикам придется отказаться от недостижимых устремлений к мирам, о которых они мечтали, и признать тот факт, что сферы влияния останутся центральной особенностью геополитики. Это принятие неизбежно будет длительным, запутанным и мучительным процессом. Тем не менее, это также может вызвать волну стратегического творчества — возможность не что иное, как фундаментальное переосмысление концептуального арсенала национальной безопасности США.

 

Россия и Китай уже имеют свои собственные сферы влияния, отмечает Эллисон, независимо от того, признают их лидеры США или нет. Неоднократные военные вторжения США в эти сферы влияния после окончания холодной войны (особенно в результате расширения НАТО в Восточную Европу в целом и в страны Балтии в частности) спровоцировали обоих на более тесное сотрудничество в военном отношении.

 

Кроме того, Соединенные Штаты имеют обязательства в области безопасности с более чем одной пятой всех стран, в результате чего их вооруженные силы серьезно перегружены. Чтобы решить эту проблему, еще одной более жизнеспособной и политически приемлемой альтернативой заключению всеобъемлющего соглашения с Россией и Китаем для администрации Байдена было бы одностороннее выведение передового развертывания вооруженных сил США из Восточной Европы, Центральной Азии, Ближнего Востока, Южно-Китайского моря, Японии и Корейского полуострова. Лидеры США продолжают верить, что чем больше союзников у Соединенных Штатов, тем безопаснее. Однако обязательства вести нетрадиционные и потенциально ядерные войны с Россией и Китаем из-за стран, которые не представляют жизненно важных интересов США, создают гораздо больше рисков для национальной безопасности США, чем выгод. Администрация Байдена должна подвергнуть все альянсы США анализу затрат и выгод, чтобы определить, какие из них повышают национальную безопасность США, а какие подвергают ее большему риску быть втянутыми в конфликты великих держав из-за второстепенных интересов. Америка может отказаться от всех своих обязательств в области безопасности, которые не проходят проверку.

 

В первую очередь американским лидерам следует немедленно проинформировать Москву и Пекин о том, что Америка не будет вмешиваться военным путем ни в какие потенциальные войны за Тайвань или бывшие советские республики (все они в любом случае не подлежат защите), по сути отказываясь от будущих военных интервенций США в их сферы влияния. Такие действия укрепят национальную безопасность США и значительно снизят шансы нападения России и Китая, одновременно увеличивая вероятность расколов и разногласий между ними, потенциально разделяя и разрушая их союз с течением времени. Как показывает история, ничто так не объединило Россию и Китай, как недальновидные попытки Америки распространить свою мощь на Восточную Европу и Восточную Азию наряду с ее усилиями стать доминирующей сверхдержавой. Если бы Америка не вызвала их гнев, их исторически враждебные отношения могли бы давно возобновиться.

Дэвид Т. Пайн
Заместитель директора по национальным операциям Комитета по национальной и внутренней безопасности
The National Interest  (11.10.2021)

перевод – Дмитрий Дезорцев

 

Читайте также: