ДОЛГИЙ ПУТЬ ДОМОЙ

Восьмой год над Донецком развеваются русские триколоры. Отступившие холода и выглядывающее из-за облаков солнце навевают воспоминания о бурных днях, навсегда вписанных в историю нашего края. Русские флаги. Их было больше всего в том марте наряду с имперскими, флагами ДНР, флагами пророссийских движений. Но русских было более всех. Как же много произошло за столь короткий срок!

 

Мне очень жаль, что у нас до сих пор не создано какой-либо учёной комиссии, состоящей из историков и журналистов, по обстоятельному, почасовому изучению событий февраля-марта 2014 года, приведших к образованию Республик. Нет расшифровки выступлений, анализа деятельности активистов и публичных лиц, оценки их действий. Не собираются в единый архив документальные свидетельства, многочисленные аудио- и видеозаписи. Наверное, команды нет? Ну хотя бы не стоит задача забыть, что перед апрелем был ещё март, в первый день которого, собственно, и началась Русская весна? Товарищи историки и краеведы, ау, вы там живы?

 

Время уходит, и, к сожалению, мы теряем тех, кто мог бы осветить интереснейшие фрагменты этой великой мозаики, стираются важные детали, что даёт возможность некоторым «деятелям» переписывать и перевирать происходившие события. К счастью, социальные сети полны документальных свидетельств, фотографий, видео, которых с каждым годом становится всё больше. Есть что посмотреть и кого вспомнить. Нужно над этим работать: собирать, систематизировать, анализировать. Эта история должна быть написана нашим народом, нашими историками, а не платными гастролёрами.

 

В Киеве разносился чад пылающих на майдане покрышек, насилие становилось обычным образом жизни, а на Донбассе миллионы глаз не отрывались от экранов, понимая, что жизнь никогда не будет прежней. Вот я смотрю снятое 1.03.2014 очевидцами в Донецке видео и всё больше убеждаюсь, насколько верный выбор мы сделали.

 

Здание ОГА, первая половина того революционного дня. Со ступенек выступают беглый мэр Лукьянченко, областные паны депутаты и прочая региональная знать. Выражают обеспокоенность и предлагают выжидать, не понимая ещё, чем закончатся киевские дела. А пока желают почивать, выходные же, какая вам ещё революция? В понедельник придут на работу и будут решать, целовать ли взасос чоботок Турчинову или резко стать ватниками, если вдруг Россия введёт миротворцев в конфликтную зону. И, главное, как при этом остаться при власти. Собранная в поддержку немая (был приказ не проявлять никаких эмоций) толпа бюджетников угрюмо смотрит на «отцов народа», постепенно растворяясь в широком потоке прибывающих с площади Ленина «сепаратистов». Освистываемая знать быстро скрывается внутри ОГА, а площадку занимают наши люди с уже совсем другими лозунгами. Они зовут Россию, и тысячи их соратников во всю силу своих лёгких поддерживают этот зов.

 

Самое интересное, что в тот момент народ ещё имел желание как-то взаимодействовать с властями, требовал от них отчётов и решений, не позволяя расходиться с рабочих мест, но скоро станет ясно, что разговаривать там совершенно не с кем, а депутаты облсовета позорно сбежали через тайный выход. Партия больших денег сдулась в один миг и кинулась к запасным аэродромам. На следующий день и Ахметов, и Тарута уже точно знали, что российские миротворцы не ожидаются, и начались затяжные игры, в которых дончан пытались использовать как ресурс в торгах с киевскими бандеровцами. Митинги не разгоняли, у памятника Ленину стояли палатки, где постоянно поддерживался некоторый градус протеста, по городу периодически «выгуливали» радикально настроенных граждан для сброса пара.

 

Но выбранный на вече 1 марта народный губернатор Павел Губарев уже едет закованный в наручники в Киев, а его организация, Народное ополчение Донбасса, на месяц уходит работать в подполье. ОГА опутана колючей проволокой, вход в здание заблокирован и зашит железом, его, поблескивая издалека бронёй, сторожат профессиональные силовые подразделения. А внутри заседают. О чём заседают, зачем – совершенно неважно. Партия регионов уже рухнула в небытие, а их новый хозяин – пан Ахметов – торгуется в Киеве за сохранение своих активов.

 

С их точки зрения, протест в Донецке должен быть пугающим для остальной Украины, но хорошо управляемым, готовым сойти на нет по первому сигналу. Ахметов и компания крепко держат руку на горле протеста и в любую секунду готовы подписать взаимовыгодные соглашения. Да, мы штурмовали ОГА и даже имели возможность посидеть в зале заседаний. Но тоже управляемо и очень дозированно. Как только там началась работа по реальному созданию объединённой общественной организации, ОГА тут же захлопнулась. Нам осталась только площадь.

 

Как это ни парадоксально, но еле начавшая формироваться народная стратегия Донбасса по противостоянию киевской чуме не рассыпалась и мы не повторили грустной судьбы Харькова и других протестных городов. Целые стаи засланцев и провокаторов бегали по митингам, стараясь вбивать клинья между собравшимися для раскола протеста на части, стравливания одних с другими, для дискредитации активистов, внесения раздора. Но знаете, скажу: регионало-эсбэушные власти и тут обмишурились. С кадрами у них явно были проблемы, так как почти все эти «деятели» выглядели настолько театральными, фальшивыми и даже комичными, бубнящие одни и те же «постановки», что их легко раскусывали и осмеивали даже самые неискушённые в политике горожане.

 

Да, были потери, были плохие новости, разрывающие сердце. Иногда казалось, что всё повисло на волоске, но вера в победу уже родилась. Она возникла из чувства солидарности многих тысяч людей и очень явственного, ощущаемого всеми фибрами души сочувствия, выраженного в братской поддержке российского народа, его признании и понимании. Пока государственные мужи обдумывали происходящее, расставляя фигуры на мировой шахматной доске, миллионы обычных людей со всей искренностью выражали нам свою признательность и уважение, разделяя цели, которые были заявлены нами в тот судьбоносный мартовский день.

 

Это придавало сил, это было нашим кислородом в самые трудные периоды, когда казалось, что вот-вот где-то топнут ножкой и дадут приказ давить. Но, вероятно, невидимые штрихи большой политики, занятость украинцев своим персонально организованным бардаком, наше упорство и просто удача сыграли свой аккорд: Донецк не пал. И огромная заслуга в этом тех, кто семь лет назад не отсиживался у батарей на диванах, а принимал активное участие в митингах, невзирая на возраст, погоду, занятость, семейные дела. Это подвиг самых обычных людей – жителей Донбасса.

 

Именно 1 марта с народных трибун были произнесены слова о необходимости вхождения в состав России, было впервые произнесено слово «Новороссия». Тысячи собравшихся людей поддержали тезис о выходе из состава Украины и выразили готовность бороться до смерти. И это был уже совсем не ахметовский сценарий.

 

Донецк был наводнён эсбэушниками, и многих соратников действительно хватали. Не секрет, что кто-то решил отказаться от борьбы, едва узнав, что «Россия не зашла». Кто-то переметнулся, будучи купленным или запуганным, а иные пропали без следа. Я пытался искать некоторых иногородних ребят, которые были с нами 1 марта, но безуспешно. Хочется верить, что они живы и с ними всё в порядке.

 

Часто слышу от россиян сожаление и даже досаду, что в нужный момент, когда ситуация приобрела характер необратимости, а укры погнали на восток танки, Россия не ввела миротворческие силы. Тогда бы это спасло многие тысячи жизней, подавив карательные желания бандеровцев на корню. Спустя несколько лет Турчинов и другие майданные деятели прямо признают, что совершенно не были готовы к такому и сели бы за переговоры на каких угодно условиях.

 

Мировые телеканалы транслировали киевский бардак, мусорную свалку на центральной городской площади, копоть и дымные столбы над городом, стрельбу и гибель людей на улицах. Такое не понравится ни одному нормальному человеку ни в одной стране мира. Обама тоже совсем не ожидал такого шабаша, прекрасно осознавая, что американский народ видит в нём и его премьере Джо Байдене людей, взявших на себя ответственность за происходящее там и построение прекрасной «американской» Украины.

 

При всех стараниях этой парочки делать хорошую мину, ответственность за слетевших с катушек украинских националистов, крушащих собственные города, рейтинга им не добавила. Единственно возможное оправдание перед простыми американцами: «Там Россия лезет! Танками!». Игра в подкидного, классика. А она не лезет. В итоге этой незамысловатой партии не выиграл никто. Демократов на предстоящих выборах грубо выпер Трамп, а на Украине расцвёл антирусский лишай пещерного национализма, что ни день порождающий какую-нибудь новую дрянь. Лучше бы она зашла тогда сразу.

 

Что у нас есть на восьмой год? Помните, не так давно была принята Доктрина «Русский Донбасс», очень порезанная, куцая, с минимальным набором целевых указаний? Но даже в таком виде она могла бы стать очевидным достижением Русской весны, если бы её дух был окончательно закреплён в Основном законе Республик. К сожалению, пока никаких движений в этом направлении не вижу.

 

Здесь бы стоило воспользоваться опытом других государств, благо в мире полно прецедентов закрепления духовных ценностей в Основном законе. Например, в Конституции Греции прямым текстом указано, что православная церковь – господствующая церковь на всей территории страны. И Южная Осетия тоже определяет в законе особую роль православия. Да и во многих других странах граждане не считают лишними конституционные статьи, узаконившие положение соответствующего вероисповедания большинства – христианства, буддизма, ислама.

 

Мы русское государство? Какой восторг! Национальное государство тоже не редкость в мировой палитре: Япония, Корея, Турция, Сирия, Филиппины и так далее. Вполне себе гордятся своей основной народностью прямо со страниц своих конституций, и никто за это их не осуждает.

 

Да мало того, в мире полно конституций, прямо апеллирующих к конкретным популярным доктринам, оказавшим большое влияние на историю, образ жизни или политический фронт государств. Конечно, я твёрдо убеждён, что в нашем случае Доктрина должна быть доведена до ума, недостающие главы дописаны, вымаранное чернилами восстановлено, а главная цель всего этого – возвращение в состав России – стоять первым, никогда не изменяемым пунктом, однозначно отражённым и в нашей Конституции. Чем быстрее мы это сделаем, тем лучше. Давайте уже закрепим наши достижения.

 

А вас, дорогие читатели, поздравляю с годовщиной нашей революции и началом долгожданной весны! Желаю самого крепкого здоровья!

 

Дмитрий Дезорцев
газета “Новороссия” № 338

Читайте также: