ГОД КУЛЬТУРЫ И ГАДЫ

С официальным утверждением Донбасса как исторического русского региона, с русским населением практически одномоментно приобрёл актуальность вопрос о возрождении, сохранении и продвижении самой важной его составляющей – национальной культуры. 

Глава ДНР Денис Пушилин прямо обозначил первый шаг, объявил нынешний год Годом русской культуры. Хорошее дело, но думаю, года будет недостаточно.

 

В Отечестве собственно русская культура долгое время пребывала в состоянии бедного родственника, содержалась скорее как музейный экспонат, чем живая система ценностных ориентиров народного духа. Проще говоря, всё шло унылым самотёком согласно древним методичкам, в которых практически прямым текстом ставилась задача «не выпячивать русскость». Напомню, русское население в России сейчас составляет более 90 процентов. На фоне энергичной деятельности «других россиян» это было как-то досадно и вызывало раздражение.

 

Так было до 2014 года, когда по поручению Президента Путина был составлен программный документ «Основы государственной культурной политики», в котором роль русской культуры определяется особо, а на русский народ возлагается высокая миссия по её сохранению, преумножению, при этом не ущемляя, а наоборот, поддерживая культуру других населяющих Россию национальностей. Это действительно добротный, хорошо написанный документ, ставящий серьёзные задачи, с которым я рекомендую ознакомиться со всей внимательностью.

 

Его смело можно брать как основу культурной политики русского Донбасса, но давайте быть честными, при этом нужно осознавать одну простую вещь: российский документ предполагает большие финансовые расходы. Очень большие. Которых у нас на данный момент нет (рад бы был ошибаться). Поэтому просто переписать его и радостно заявить «ура, у нас есть готовое руководство к действию!» – это как заявить, что мы построили ракету и готовы лететь, правда, без двигателя.
Значит, нужны более оптимальные решения.

 

Для начала давайте порассуждаем о нашей любимой русской культуре. Определимся со шкалой измерений, которую реально охватить, отвечающую на вопросы «что?», «где?», «когда?».

 

  1. Элементами культуры являются традиционные направления – историческая память, искусство во всех его проявлениях, нравственные ценности и идеалы, православная вера, сохраняемые традиции, знания, спорт и всё остальное, что в совокупности создаёт ментальный тип добропорядочного русского человека.
  2. Временная шкала. К русской культуре я отношу дохристианский (славянский), затем весь дореволюционный, советский и новейший периоды.
  3. Территориальный охват. К русской культуре относятся материальные и духовные ценности, созданные на территориях проживания восточных славян, русского народа, в том числе и те, которые были созданы нашими соотечественниками за пределами границ России, но, безусловно, входящие в сокровищницу национального достояния.

 

Объективный анализ современного состояния культурного охвата населения говорит о серьёзных проблемах, связанных с общими кризисными явлениями последнего столетия. На Донбассе этот период выражен особенно. Сугубо городской, «фабричный» образ жизни населения, где человек являлся частью «конвейера», вдобавок несколько волн дерусификации, сознательное подавление влечения населения к своим корням. Не только при Украине, но и позже нет-нет да звучат из уст какого-либо деятеля странные слова о каком-то особенном племени, которое, возможно, не украинцы, но точно и не русские – «донбасский народ». Результатом стало второстепенное отношение к культурному воспитанию в принципе, размытие общего восприятия русской культуры, пренебрежение к её носителям. Это касается не только нас.

 

Вы можете легко убедиться в этом сами. Наберите фразу «русская культура» в любом поисковике, даже российском «Яндексе», и вы поразитесь скудости представленных визуальных примеров: фольклорные коллективы в однообразных костюмах, самовар с бубликами, матрёшки. О чём можно говорить, когда на вопрос, что есть русская культура, зачастую уже взрослые люди бездумно повторяют то же, что предлагают поисковые системы. Распространённый стереотип заключается в том, что русская культура застопорилась в начале ХХ века и представляет собой не более чем симбиоз блинной и балагана. Кстати, именно так и преподносят её наши недруги. На самом же деле всё, созданное творческим замыслом русского человека в прошлом, настоящем или будущем, есть содержание великой русской культуры.

 

Безусловно, невозможно в короткий обозримый срок исправить ситуацию. Невозможно изменить привычки и интересы людей, воспитанных в условиях, когда о национальной культуре не вспоминали десятилетиями. Поэтому лично я вижу единственно правильный путь возрождения истинного русского самосознания Донбасса в самом максимальном мотивировании младшего поколения с предоставлением ему любых возможностей для самореализации в культурной деятельности. Всё внимание, все ресурсы – для молодёжи.

 

При этом задача государства номер один – доказать людям, что это не разовая акция и не «дежурный год». Должна быть проработана долгосрочная цепь событий, на практике отражающих стремление Республики вернуться в орбиту русской культуры с максимальным привлечением населения к этому процессу. В плане массовых мероприятий есть проверенные и действенные акции: постоянные сезонные ярмарки с широкой географией, фестивали, статусные спортивные состязания, творческие конкурсы, народные гуляния. Вопрос в реальном задействовании населения.

 

Это должны быть действительно массовые, ожидаемые и хорошо известные каждому дончанину акции, воспринимаемые как настоящие яркие праздники. Подключайте к их проведению деловой мир региона, дайте возможность спонсорам и меценатам проявить себя с лучшей стороны. Если это работает во всём мире, то сработает и у нас.

Очень важно зацепить этим молодёжь, убедить её в том, что это не «распилы» и не казёнщина, а действительно видимая, осязаемая часть русского культурного наследия.

 

Особенно следует обратить внимание на организацию гастролей музыкальных коллективов, тесно связывающих себя с национальной патриотической повесткой – народники, афганцы, молодёжные группы. Прошу заметить, под молодёжными группами я имею в виду не аморальных рэперов-наркоманов и прочий околомузыкальный хлам.

 

Самородки

Не менее важной задачей является отыскание талантливых людей, занимающихся настоящими народными промыслами – кузнецов, гончаров, резчиков, декораторов и т.д. К сожалению, их очень немного. Государство должно взять над ними опеку, активно помогать с организацией выставок, мастер-классов, альбомов, популяризацией в Республиках и за рубежом, давать определённые льготы, поощряя (в том числе и материально) за успехи учеников, таким образом расширяя круг вовлечённых в творчество людей, особенно в местностях за пределами Донецка. Необходимо на регулярной основе организовывать выезды мастеров искусства в глубинку – в поселковые школы, учебные заведения, ДК. Все это должно происходить при полной поддержке государства.

 

Творческая связь поколений

Ещё раз обращу внимание на известную мне проблему. На Донбассе полно людей, желающих открывать свои учебные студии или заниматься с детьми и молодёжью в кружках при школах, ДК, Домах детского творчества. Авиа- и автомоделисты, фотографы и кинорежиссеры, художники, скульпторы, изобретатели, театралы, радиолюбители, стеклодувы, реконструкторы и многие другие – где все эти интереснейшие творческие направления сейчас? Если не брать в расчёт Школы искусств, где действительно работают профессионалы, то в остальном у нас наблюдается серьёзный провал. Я уже писал о том, что видел своими глазами: в кружках выпиливают лобзиком фанерных белочек, шьют подушечки и делают аппликации из цветной бумаги. Для отчётов в Министерство образования этого, видимо, достаточно, но мы ведь живём в XXI веке!

 

Так вот проблема заключается в том, что для занятий с детишками нужно обязательное педагогическое образование, иначе Минобразования не хочет брать на себя ответственность. Действительно, ну мало ли какой извращенец может прикидываться детским драматургом, например. Вполне понятная позиция. Однако и никаких вариантов решения Министерство не даёт. Поэтому – лобзик, нитки, макраме.

 

Я понимаю, что случайным людям среди молодёжи не место. Но, с другой стороны, еще десяток-другой лет – и мы потеряем последние кадры «искр божьих», которые не передадут свой талант никому. Поэтому предлагаю для тех из них, кто действительно готов идти «в народ», то есть возглавить кружки, классы, студии, – ускоренные педагогические курсы (только необходимые материалы) плюс собеседование с психологом. При успешном прохождении этих этапов человеку выдаётся лицензия на право занятия учебной деятельностью как на базе государственных учреждений, так и в порядке частной инициативы.

 

Конечно же, под добрым, но внимательным присмотром инспектора. Вот тогда и люди будут при любимом деле, и школьники не по улицам болтаться, и русский Донбасс произрастать молодыми талантами на радость стране. Нужно просто организовать творческую связь поколений на более качественном уровне.

 

Массовый спорт. Каждый двор, каждая улица

Не секрет, что сейчас основное место проведения досуга у молодых – интернет, где ни о какой культуре даже речи нет. Вы ужаснётесь, если увидите их виртуальные тусовки. Как можно с этим конкурировать, как оторвать их от экранов?

 

Молодёжная политика должна включать в себя объемную программу культурного воспитания, в том числе спортивного. Прошлый, ковидный год показал массовую заинтересованность детей в спортивных упражнениях на открытом воздухе. Примитивный турник во дворе и целая очередь ребят, желающих заниматься на нём, доказывает, что не всё еще потеряно, они пока не приросли намертво к экранам.

 

Этот интерес нужно аккуратно подхватить и направить в нужное русло: открыть для всех желающих тренировочные залы в школах, бесплатно или за небольшую посильную плату, под контролем тренеров перезапустить спортивные кружки, разработать всеобщую систему турниров, первенств, олимпиад, разжечь в детях интерес к истинной физической культуре и спорту (каждый, независимо от своих начальных физических данных, должен испытывать желание быть в команде и заниматься тренировками). А далее привычка коллективного взаимодействия и желание дальнейшего самосовершенствования подтолкнет их и к другим позитивным интересам.

 

Государство должно всемерно способствовать и направлять молодёжь, при этом особенно поддерживая и помогая в карьерном росте тем, кто действительно плодотворно занимается с детьми.

 

Школы

Обращает на себя внимание материальное состояние школ. Уроков труда, какими они были в наше время, нет. Станки давно пришли в негодность. Поговорите со своими младшими, спросите, чем они занимаются на трудах, и сделайте самостоятельные выводы. Редкий случай, когда при школе оказывается хороший трудовик, действительно прилагающий усилия к научению школьников чему-то по-настоящему полезному. А ведь ещё в наших советских школах (и в училищах, техникумах, вузах) была та самая культура. Не было в округе ни одного учебного учреждения, где не было бы своей музыкальной группы (ВИА), хора, класса живописи. Нынче это звучит абсолютной фантастикой и оправдывается тем, что мероприятия можно озвучить флешкой и колонкой. Это можно починить? Я думаю, можно и необходимо.

 

Арфы нет – возьмите бубен? В государственных музыкальных школах тоже не просто. Те же народные инструменты, имеющиеся в наличии, закупались ещё при СССР, в хорошие годы. Можете представить себе, в каком они сейчас обветшалом состоянии. Как можно популяризировать народные инструменты в таких условиях? Весь этот фонд должен быть обновлён.

 

И конечно, центральная тема – подтянуть товарищей родителей. Смотрим на вещи трезво: мы в массе своей совсем не богачи. Каждая копейка на учёте, тем более что цены растут как на дрожжах. Вовлечение ребёнка в культурное воспитание даже на самых льготных условиях приведёт к дополнительным расходам. С учётом того что всеобщей традиции непременно занимать младших культурным ростом здесь никогда и не было, такая постановка вопроса у многих родителей вызовет заминку. А зачем ему/ей ходить ещё на какие-то другие занятия помимо школьных? Да, как ни странно, но популяризация искусства в наши времена тоже потребует от государства серьёзных усилий. Дай бог, чтоб оно справилось.

 

Напоследок я хочу поднять ещё один очень важный вопрос. В недавно озвученной (сокращённой версии) Доктрины «Русский Донбасс» всё-таки сохранился следующий текст: «Донецкий край – опора православной цивилизации, один из центров Русской православной церкви… Православие как вечное духовное начало личности каждого человека – непреходящая сверхценность, основа цивилизации и культуры». И сама по себе русская культура своими духовными началами обязана именно православным принципам, давшим ей ориентиры, идеи, нравственность. Итак, Русский мир – это православный мир. Русский Донбасс – это православный Донбасс.

 

На словах звучит отлично. А что у нас в реальности?
В мире есть всего одна страна, где граждане массово поклоняются Сатане. Это маленькое, нищее и злосчастное государство в Центральной Америке – Гаити. Потомки африканских рабов, вывезших когда-то на новую родину жуткие культы, сделали из них государственную религию – культ Вуду. Чистый сатанизм, хотя и в несколько экзотичной оправе.

 

Ни одна другая страна не позволяет мазать себя в бесовской символике, подрывать общественное согласие провокационными текстами и картинками…

Кроме одного «центра Русской православной церкви».

 

По своему предыдущему роду деятельности мне в жизни попадались разные пиарщики – от очень высоких специалистов до откровенных бездарей, предлагающих странные, спорные, скандальные и даже отвратные обычному человеку идеи. Но всему есть предел и в высоких кабинетах сидят специально ответственные люди, которые оценивают степень моральности креатива и на корню режут бесстыдство, тем более если оно предназначено для массового потребителя.

 

А нынче в Донецке, опоре православной цивилизации, всё заклеено рекламой телефонного номера «666». Ну так себе опора, значит? Крестик на шее и позвоните дьяволу, бесплатно, да. Других-то чисел мы, люди православные, отродясь не знали, сильно невежественные. Так что лепить эту пакость повсюду и побольше. Рекламные плоскости, борта автобусов, наклейки.

 

 

 

Но если дьявол – число, то Бог – это слово.
Я вообще не хочу обсуждать владельцев этой таксофирмы. При батюшке царе за такой финт они бы в полчаса вылетели из города и более никогда в него не вернулись. Жители Юзовки бы их на пинках вынесли.

 

Меня же сейчас больше интересует тема демонизации Донецка. Явная, наглая, вызывающая, сходу дискредитирующая любые наши цели. И возникает вопрос: как так случилось, что с одной стороны власти убеждённо говорят нам про духовные ценности, но при том не знают, что происходит на улицах их города? Не видят? Стёкла в больших чёрных автомобилях настолько темны, что не видно ничего?
Или им эта тема безразлична.

 

А ещё у нас есть регуляторы – Министерство культуры, Министерство информации (оно даёт лицензии на размещение рекламы), Министерство госбезопасности. Есть даже профильный комитет в Народном Совете по делам религиозных организаций. Но до этого ли им? У них дела важные, не отвлекайте их такой ерундой.

 

Пришла ко мне в редакцию группа верующих граждан и просила помощи в прекращении издевательств над их чувствами. Не хотят жить люди под «числом зверя». Очень хочу им помочь. По идее, я напишу обращение наверх, в те же министерства, мне оттуда что-то ответят, легко и непринуждённо разъяснив, какой я дурень, а они всё сделали юридически правильно. Так нужно ли им вообще писать? Это же как раз те самые, которые, не моргнув глазом, одобрили очертячивание нашего города. С них ли спрашивать о Вере? Они к ней каким боком?

 

Я, конечно, напишу, не нарушу регламент, бумага стерпит, но думаю, в таких случаях необходимо собирать подписи настоящих православных, а затем обращаться напрямую к патриарху Кириллу и в президентскую канцелярию. Может, там обратят внимание на то, как бесы расчеловечивают Донецк.

 

 Дмитрий Дезорцев
газета “Новороссия” № 335

Читайте также: