Еженедельник сообщества "Новороссия"

ТЕНДЕНЦИИ И ПОТЕНЦИИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ / Николай Кузнецкий

Донецкая Народная Республика – новое понятие. Республика предстает в нем как организованное целое в пространстве и существует во времени. Она есть деятельная сила. В ней выражается и отражается живая противоречивость республиканской жизни. Социальная графика ее нынешнего состояния определяется следующим.

1. Изменчивость и противоречивость возникновения и становления Республики. Ее выживание на дистанциях внешней и внутренней безопасности. Минимизация риска потерь. Выработка и прокладывание самостоятельного магистрального маршрута, своеобразной «дорожной карты». Необходимость умножения потенциала ДНР как системы.
2. Двойственность системы власти и управления. С одной стороны, народовластие с его атрибутами, а с другой ‒ военно-государственная власть со своими функциями. Во взаимодействии между ними вторая держит верх. Тенденции республиканской власти:
а) несовпадение фактической и номинальной власти;
б) сужение круга ее носителей вплоть до единовластия;
в) со(несо)размерность власти и закона;
г) расщепление различных функций единой власти и воплощение их в различных организациях;
д) аппарат власти, живущий по общим социальным законам. Рост стоимости его содержания;
е) воспроизводство власти путем отбора сверху;
ж) минимум политичности, стремящийся к нулю. Всеобщая административно-бюрократическая зарегулированность всей системы воли к власти и управления. Вольное обращение с правом и нормами республиканского права.
 
3. Потенциальные намерения правящих лиц любой ценой удержаться у власти, а новых и «старых» собственников – сохранить эту собственность за собой и умножить ее. Они не только приспосабливаются к условиям своей жизнедеятельности, но и создают соответствующий их характеру тип социального устройства.
4. Воссоздание и разрастание государственности на базе волеизъявления местного населения. Увеличение объема ее функций. Формирование и воспроизводство сверхгосударственной системы власти и управления Республики (внутренняя власть; спецслужбы; правящая элита; вторжения западнизации).
5. Компетентность руководства в организации повседневной практической работы управления. Несформированность местных советов. Вместо них сформированы местные администрации. Последние, по свидетельству республиканской печати, лишь местоблюстители действительных представителей территориальных общин, но никак не органы местного самоуправления.
6. Приспособление массы населения к новым условиям существования. Складывание социальных норм как условия выживания населения Республики. «Усталость» гражданского населения и части военных старослужащих республиканской армии (окопная усталость). Превышение смертности над рождаемостью в 3,2 раза обозначило тенденцию к самоликвидации Республики.
7. Разбалансированность экономики и управления ею. Невысокий уровень монетизации экономики при высокой фискальности и монополизации последней. Изломы логистических циклов. Необходимость мобилизационной экономики.
8. Идеи и технологии социального государства. Гармонизация интересов различных категорий населения. Несоответствие старо-новых потребностей задачам социума. Снижение уровня доходов населения и, как следствие, снижение его покупательных способностей. Рост имущественного неравенства и социального расслоения на богатых и бедных. Проблемы занятости экономически активного населения.
9. Нарушение нормальной смены поколений: младшее, среднее и старшее. Их энергетический, социальный и интеллектуальный диссонансы. Возобновление человеческого потенциала и в первую очередь подрастающей смены.
10. Обретение идеологии, принципов деятельности властей, проектов будущего состояния Республики не только в понятии, но и смысловом содержании. Многомерность и динамичность идеологической сферы Республики. Привитие людям республиканской системы ценностей. 
11. Мутагенные факторы селективного западнистского проникновения в республиканский уклад жизни (стравливание людей между собой). Меры властей против таких отклонений от норм, чтобы удерживать их в терпимых пределах. Но это удается лишь частично и до поры до времени.
12. Возобновление и воспроизводство церковного механизма управления общественным сознанием. Как следствие, умножение религиозных форм поведения отдельных категорий населения при поддержке территориальных культовых сооружений.
13. Проблемы создания новаторской системы образования. Производство новых и переподготовка имеющихся кадров для расширенного самовоспроизводства. Воссоздание системы среднего профессионального образования.
14. Незавершенность социальных форм Республики с ее объективными закономерностями и механизмами ее функционирования и перспектив на будущее. Вопросы территориального собирания в границах прежней Донецкой области.
15. Зависание вне социального времени нынешнего и будущего статуса Республики. Конфликты между силами разрушения Республики и силами ее созидания. Последние осложнены борьбой в самой системе власти. По этой причине, в частности, нестабильность и неопределенность обстановки становятся стабильно неопределенными.
16. Ограниченность имеющихся мобилизационных, экономических, социальных, политических, трудовых, организационных, логистических, интеллектуальных и иных ресурсов управления и маневрирования. Неблагоприятный социально-экономический и предпринимательский климат. Снижение экономически активной части населения.
17. Превращение республиканской жизнедеятельности из стихийно-естественной в планово-искусственную из-за сложности ее социальных явлений. Сращивание политики и управления. Врастание их в хозяйственную и иную жизнь Республики. Отсутствие «второго мнения» во внутренней и внешней политике.
18. Формирование нового социума снизу и превращение государства в его властителя сверху. И первое без второго вообще невозможно. Но существует драматическая возможность второго без первого. Опережающий рост количества управляющих над объектами управления, то есть скорость первых выше скорости вторых.
19. Появление и укрепление новой социально-политически-идеологической силы в виде разрастания и усовершенствования ее информационной сферы. Ее средства позволяют взять под контроль и включить в зону своего действия поголовно все население Республики. В этой связи совершенствование содержания и направленности информационных потоков выступает как задача.
20. Возделывание сознания населения Республики. Роль масс-медиа в этом качестве. Этот институт осознает себя в качестве силы. Использует всех прочих и все остальное в качестве инструмента своей власти над республиканским социумом. В результате масс-медиа выступает актуальной и потенциальной платформой общественной жизни ДНР во всех проявлениях ее субъективного фактора.
21. Внутренние растяжки социальной организации Республики как следствие природы ее возникновения и становления. Уровни гражданской ответственности различных категорий населения за судьбу Республики.
22. Потребности и проблемы деловой культуры. Количество и качество ее функциональности. Требования технологического прогресса. Соответствие ему человеческих ресурсов. Возможности и необходимость мобилизационной социальной организации республиканского социума.
23. Механизмы социальной преемственности прошлого, настоящего и будущего Республики. Рост социальных издержек. Ограничение республиканской жизнедеятельности функциональным устройством и свойством ее организации.
24. Присутствие России как эпицентра сил поддержки, спасения и гаранта восставшего Донбасса. Его интеграция в (с) Российскую Федерацию (вертикальные и горизонтальные связи). В этом направлении реализуется 11 комплексных программ. Расширение каналов коммуникации с внешним миром. На сегодня политологи насчитывают не менее 18 возможных и невозможных сценариев (с промежуточными этапами) развития донбасских событий.
25. Основное противоречие между идеей государственной организации жизни ДНР и ее реальным воплощением. Данное противоречие производит иные. Они обостряются по мере их количественной и качественной концентрации. Играют двойственную роль: повышение тонуса жизнедеятельности Республики в случае их разрешения и его понижение в противном случае.
26. Дифференциация республиканского общества на отдельные структуры исходя из функциональных потребностей, а также социальная борьба между людьми и объединениями в известных пределах и масштабах становятся условиями его дальнейшего выживания, существования и прогресса.
27. Интересы, притязания и давление Запада в виде управителей нынешней Украины.
Исходные и конечные механизмы всего происходящего внутри и вокруг Республики суть социальные законы. Они растянуты во времени. Суммируются в тех или иных событиях. Дают о себе знать в стиле и уровне жизни. В тех или иных явлениях. В сущности, в тенденциях республиканского строя. Сказываются в характере предпринимаемых преобразований и в личных качествах руководителей всех рангов. По этим законам скрыто или явно живут участники республиканских событий.
Основанием и критерием для такого вывода служат текущие решения, степень их исполняемости в деятельности руководства ДНР. Во всяком случае, что бы ни происходило в (с) ДНР, возвратный процесс уже невозможен в силу его внутренней социальной организации. Она и не может не быть, если родилась из противоречий жизни и сама создает жизнь. Есть теперь и становится. Разрешает самое себя внутри и вне себя в своем содержании.
 
Созревание и развертывание заключенных в Республике потенций предопределяет ее судьбу в социальном пространстве и времени. И это основная тенденция и экзамен настоящего Донецкой Народной Республики на стыке прошлого и будущего. Она идет сразу и в прошлое, и в будущее. Иного не дано. Эти процессы требуют неотложного внимания, понимания, анализа, синтеза и точного диагноза. Наконец, комплексного мониторинга в целом.


Николай Кузнецкий
газета "НОВОРОССИЯ" № 210
20 сентября 2018 г.