Еженедельник сообщества "Новороссия"

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ИЛИ ОБРЕЧЕННЫЕ НА ВЫМИРАНИЕ / Марта Ветрова

Всем нам хочется жить хорошо. Иметь достойный уровень жизни, полноценную социальную защищенность и быть уверенным в завтрашнем дне. Для любого психически здорового человека это абсолютно естественная потребность.

До тех пор пока все у нас
будет решаться не по закону,
а через Василичей, Макарычей,
ничего в нашей стране к лучшему не изменится.
 
Ведь как бы ни увлекали высокие материи, живем мы в мире вполне материальном и ежедневно нуждаемся в пище, тепле и комфорте. И все эти блага насущные имеют вполне материализованную стоимость в денежном выражении. Именно поэтому социально-экономическая защищенность населения, стабилизация, регулирование и постоянное развитие данной сферы является приоритетным направлением в работе любой ментально благополучной системы государственного управления.
 
Много ли нужно человеку для комфорта? На самом деле – нет. Ведь больше, чем он сможет съесть, он не съест. Больше, чем может надеть, не наденет. Не потребит электроэнергии, тепла, воды больше, чем достаточно. Не использует жилплощади больше, чем нужно в быту.
 
Однако что мы наблюдаем сегодня? С переходом экономики на рыночные рельсы наше общество, как обезумевшее, начало оголтелую гонку за наращиванием всевозможных материальных благ. Включаем телевизор и что видим? Бесконечная реклама различных товаров. Оказывается, жизнь серая и унылая без покупки определенных продуктов питания, ежедневного приема кучи таблеток на все случаи жизни и т.д. Но этого мало! Оказывается, чтобы чувствовать себя полноценным человеком, обязательно нужно купить роскошную виллу (а лучше 24 – как у Яценюка!). Дорогущее авто от брендовых производителей или даже целый автопарк! Царское манто из фирменного бутика (сразу штук 150, чтоб быть не хуже шикарной дамы из сериала!). И еще кучу разного барахла, без которого вы легко обойдетесь в повседневной жизни.
 
А если не хватает на все это денег, то 250 банков одновременно предложат свои услуги по кредитованию любых капризов. Ведь главный закон рынка – покупатель не должен исчезнуть. Что дальше? Человек накупил все, что увидел в телевизоре. Он счастлив. А бизнес-то как счастлив! Потому что такой покупатель – настоящая находка. Вот выплатит он набранные кредиты (при этом годами отказывая себе в полноценном отдыхе, питании, лечении), заречется больше в долги влезать, но через полгодика опять побежит за новым кредитом. Потому что он – бесконечный потребитель!
 
Мало у нас с вами таких знакомых? В том-то и дело, что хватает. Кто-то сейчас возразит, мол, реклама – это всего лишь двигатель торговли, а человек, если не захочет – покупать не станет. Отчасти это так, но не будем забывать, например, о маркетологах, основная задача которых – работа с сознанием потенциального покупателя с целью продвижения товара на рынке. И в мастерстве своем за годы существования рыночной модели нашей экономики они успешно развились. Не верите? Тогда включите телевизор и оцените количество рекламы в эфире. Никто не станет вкладывать деньги в инструмент, который не работает. Довольно часто именно реклама заставляет нас покупать товары конкретного производителя, посещать определенную сеть супермаркетов, носить одежду раскрученных фирм, пользоваться модной моделью мобильного телефона и т.д. И во всей этой пестроте бесконечного рекламного балагана начинает возникать ощущение, что рынок работает для нас. Что это мы сами выбираем, что нам нужно, а что – нет. На самом деле это иллюзия. Рынок – это бездушный механизм, основанный на схеме «товар – деньги – товар». Он не бывает сам по себе социально ответственным, он равнодушен к морально-этическим аспектам своего развития, покупатель для него – это всего лишь источник прибыли.
 
А теперь – простой пример. Человек услышал рекламу лекарственного средства и ему кажется, что это именно то, что ему нужно. В конце ролика следует стандартная фраза: «Спрашивайте в аптеках». Он идет и покупает разрекламированное лекарство. Внимание! Кто отвечает за последствия приема такого препарата? Никто! Ни производитель, ни фармацевт, ни заказчик рекламы, ни владелец рекламной площади. А ведь любое лекарство может как принести пользу, так и сильно навредить. Для того чтобы принимать пилюли смело, нужно как минимум иметь медицинское образование и знать влияние всех составляющих на человеческий организм, а также особенности реакций при различном состоянии здоровья. А так человек сам пришел в аптеку, купил лекарство и сам его употребил. Даже если оно сделает его инвалидом, никакие суды и тяжбы не помогут. Ведь в аптеке он – клиент, а не пациент, а фармацевт – продавец лекарств, а не лечащий врач.
 
Кто-то сейчас возмутится, мол, зачем же тогда говорится «Спрашивайте в аптеках». А что вы хотели? Чтобы вам честно сказали: «Перед приемом обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом»? Если все побегут советоваться, то до аптеки потом дойдут не более 10% потенциальных покупателей, из которых купят его не более 1-2%. А из тех, кто попадет на прием к порядочному доктору, половина узнает, что им это лекарство вовсе не нужно. Еще часть получит прямой запрет на употребление, а кто-то купит аналог подешевле.
 
Возникает вопрос: кто из нас не знает, что нельзя принимать препараты, не посоветовавшись с лечащим врачом? Все знают. Однако как часто мы видим тех, кто покупает в аптеках лекарства без консультаций? Частенько. Почему так происходит?
 
Дело в том, что так срабатывает наше восприятие поступающей информации: миловидная барышня с приятным голосом не может обманывать. Дополнительно к личности актера из рекламы добавляется светлый нейтральный фон и приятная расслабляющая музыка. Сознание получает сигнал: опасности нет, можно покупать. И, несмотря на то что информация обработана лишь частично, человек принимает решение. Не на уровне логики, а на уровне ощущений. Именно с чувственным аспектом восприятия и работают маркетологи. Поэтому, покупая разрекламированный товар, нам кажется, что мы сделали хороший выбор.
 
Но что происходит на самом деле с обществом, где подобные двигатели торговли не регулируются государством? Оно превращается в потребительское, неспособное мыслить самостоятельно, критически воспринимать поступающую информацию. Грамотно манипулируя сознанием единиц такого общества, запускается механизм бесконечной гонки за потреблением благ. И наиболее опасна в данном ключе именно рыночная экономика. Но поскольку в чистом виде ее не существует, то речь идет о практике минимизации государственного регулирования экономической сферы. То есть о том, что с большим усердием лоббируют так называемые либералы, а по сути – либо мошенники, либо просто глупцы, пилящие сук, на котором сидят.
 
Рыночный образ мышления гипертрофирует прагматизм, делает его уродливым. Сначала это негативно отображается на обычных товарах, работах, услугах, когда большое значение приобретает внешний вид при значительных потерях качественной составляющей. Однако проходит совсем немного времени, и абсолютно все вокруг начинает превращаться в товар. Медицина и образование переходят из статуса социальной гарантии в статус оплачиваемой услуги. Научные труды, произведения искусства становятся объектом торговли.
 
Вместо того чтобы исследовать, разрабатывать, создавать что-то настоящее, вечное, производится лишь то, что можно выгодно продать. Административные услуги превращаются в предмет спекуляции. При этом появляется огромное количество каких-то Петровичей, Михалычей (как правило, воров и аферистов!), готовых решить любую вашу проблему за дополнительную плату. Как ни печально, но под удар купи-продайцев попадают даже такие основополагающие сферы, как политика и обороноспособность, без которых не может существовать ни одно государство. А ведь это прямая угроза жизням и судьбам миллионов рядовых граждан.
 
Жажда потребления приводит к деградации общества, полной атрофии творчества и процессов созидания. В погоне за наживой отпадают все морально-этические нормы и принципы. Уходят духовные ценности, уничтожается этнокультурный код населения. Одна за другой отмирают отрасли, обеспечивающие жизнедеятельность общества. Вслед за этим через время погибает и государство целиком.
 
Яркий пример этому – ельцинская Россия или Украина сегодняшних дней. Торгаши у власти в «щенэвмэрлой» готовы торговать абсолютно всем, даже тем, что, казалось бы, не продается. Как известно, рыба гниет с головы. Поэтому стоит ли удивляться, что система управления прогнила насквозь, в том числе и на местах. Она не жизнеспособна. Государственные институты не работают, а скорее, имитируют функционал. Множество своих проблем население решает «через заднее крыльцо». Сегодня этой пародии на государство не нужны люди с активной гражданской позицией. Вместо них протекцию получили двуногие животные с криминальными повадками. И это финишная прямая для окончательного самоуничтожения Украины как государства.
 
Существует ли способ остановить эту деградацию? В случае с Украиной процессы уже необратимы. С самого начала ее сепаратизации из тела СССР там появились группировки так называемых политических элит, которые ничем друг от друга не отличаются, кроме имитированных идеологий. В малиновых пиджаках они, в деловых костюмах или в вышиванках – их реальной сути это не меняет. И, соответственно, результата работы тоже. Это мошенники, использовавшие политику с целью личного обогащения. И они никогда не допустят появления на Украине здоровых политических сил. Поскольку речь идет об их личной материальной заинтересованности.
 
А вот у нас шанс жить в развитом успешном государстве есть. И обусловлен он тем выбором, который мы сделали весной 2014 года. Разумеется, не бывает так, чтобы все проблемы решились сами собой только путем проведения Референдума. Мало вывести Новороссию из состава Украины, нужно еще и Украину выдавить из Новороссии, всю до капельки. Дело непростое. От кого это зависит? Конечно же, немаловажную роль играют персональные качества ключевых должностных лиц, а также осознание ими того, что мы строим государство, а не базар, и есть ценности, которые не продаются. Что видим мы себя после войны не какой-то там «обновленной Украиной», а неотъемлемой частью России – территориально, экономически и политически. Что если мы хотим построить крепкую развитую экономику, то ее нельзя пускать на самотек, полагая, что рынок сам себя отрегулирует (как пишут в американских учебниках по экономике). Что без развитой экономики никогда не будет полноценной социальной защищенности рядовых граждан. Что государство – это механизм и без грамотного четкого регулирования его деятельности оно не жизнеспособно.
 
Однако от нас с вами зависит еще больше. И речь идет именно о гражданском обществе. Что значит «выдавить Украину»? Это в первую очередь убить в себе бездумного потребителя. Это отдавать себе отчет, что, причиняя вред окружающим ради личной выгоды, мы в итоге роем яму самим себе. Что государство – это и есть мы с вами. А значит, чужих проблем не бывает. Помнить всегда, что наш мирный сон и быт обеспечен стойкостью тех, кто на передовой. Что без труда тыловиков, оставшихся работать в таких сложных условиях, у нас не будет ни хлеба, ни тепла, ни транспорта, ни чистоты улиц. И самое главное, необходимо понимать, что механизмы государственного управления никогда не заработают полноценно, пока мы ищем каких-то Иван Иванычей для решения своих вопросов вместо того, чтобы действовать по закону. Что законы работают лишь там, где этого требует гражданское общество. Чудес в жизни не бывает: это наша земля и возрождать ее нам!


Марта Ветрова
газета НОВОРОССИЯ № 225
3 января 2019