Еженедельник сообщества "Новороссия"

МАЛЕНЬКИЙ СЕКРЕТ БОЛЬШОГО СЧАСТЬЯ / Дмитрий Дезорцев

Говоря о защите детства и связанном с ним дне 1 июня, мы в основном подразумеваем такие понятия, как права детей, поддержка их благополучия, защищённость их от разного рода невзгод. Но есть ещё одна сторона защиты, о которой я бы хотел напомнить сегодня.

Не секрет, что читатели этой газеты – в большинстве своём люди с уже немалым жизненным опытом, со сформированным взглядом на окружающий мир. Вот для вас и пишу.
 
Мы ведь всё ради детей делаем, да? Не ради себя самих, любимых? После нас ведь – не потоп? И о защите детей мы думаем не один день в году?
 
Человек, у которого нет детей, слаб. Ему, по сути, и бороться не за что, он ничего не передаёт дальше, не транслирует себя в будущее. Замыкаясь на самого себя, он беспредельно раскармливает собственный эгоизм, стараясь всемерно подчёркивать идею о полезности жизни ради самого себя, ради своего саморазвития, самосовершенствования, получения каких-то личных благ. Но это не очень долгий период. Потом приходит одиночество и самоедство с острым желанием направить свой невостребованный родительский потенциал хоть на что.
 
Хорошо, если ребёнок был плодом истинной любви. Тогда счастье рано или поздно найдёт его само. Но счастье – оно ведь не каждому даётся в руки? А я абсолютно уверен, что человек может быть счастлив, причём в любом возрасте. Да, самый яркий, самый чувственный период – это, конечно, детство, молодость, период познания. Но неразумны те, кто считает, что после периода цветения наступает рутина, увядание, тоска обыденности. А счастье в моём понимании – это востребованность. Это состояние твоей нужности, необходимости, твоего персонального участия. Не в качестве винтика, нет. Не в качестве снующего под ногами надоеды. В качестве человека, осознанно творящего добро. Безусловно полезного окружающим. В любом возрасте.
 
Один человек сегодня сказал очень правильные слова, которые стоит запомнить каждому: «Школа должна научить ребёнка жить среди людей, социализироваться в обществе, дать начальные знания, а мама (семья) должна научить его стать счастливым». Это осуществимо? Да, и тому есть примеры. Жаль только, что очень много людей этого не просто не понимают, но и не хотят этого принять. Бесспорно, любая мать желает своему чаду добра, но каким образом? Глянем в глаза правде – огромное их количество пускает дела на самотёк, целиком и полностью возлагая надежды на садик и школу. Ошибочно полагая, что там ребёнку дадут всё. На самом же деле там их выровняют под одну гребёнку, создав среднестатичные общественные единицы. Да, живём мы в трудное время, и я по-человечески очень понимаю женщин, обременённых семейными заботами и при этом вынужденных работать, биться за каждую копейку. У меня язык не повернётся осуждать их за ограниченное условиями выживания внимание к детям, но, к сожалению, часто вижу  эту самотёчную детвору, когда их мамули выглядят не особенно обременёнными какой бы то ни было занятостью. Я в упор не вижу ничего, что бы выглядело как научение их счастью. Наоборот, я вижу, как их учат быть несчастливыми и бесполезными.
 
Мы с вами сейчас, дорогие друзья, в таком положении находимся, что успех зависит именно от нас. Будущее наше зависит от нас. Детки воспитываются не в школе. В школе они физику и химию учат. Воспитываются детки личным примером старшего поколения, впитывают от него информацию, модели поведения, своё будущее содержание. И здесь речь идёт не только о мамах и папах, а о бабушках и дедушках – особенно. У них больше времени на занятия с внуками, они могут дать гораздо больше, конечно, не в ущерб прямым родительским отношениям.
 
Защитить наших детей мы можем и должны сами, полагаясь в первую очередь на себя. Да, это усилие, это требует многих нервов и труда, но мы должны сделать всё, чтоб новое поколение было лучше нас. Бог щедр, он каждого малыша наделил каким-то талантом. Этот талант, как зёрнышко, надо разглядеть и вырастить, не дать ему зачахнуть. Всякая мелюзга, отправляясь с портфелем в школу, уже должна осознавать себя личностью, а не посредственностью, знать, что у неё есть призвание. Музыка ли, рисование, интерес к наукам, инженерии, мастерству, спорту – именно ВЫ должны помочь распознать этот дар, увлечь им ребёнка и создать условия для его роста.
 
Казалось бы, я говорю очевидные вещи, изначально понятные любому. Странно, но это перестаёт работать. Люди слишком увлечены самими собой. В этой фатальной увлечённости многому просто не остаётся места. Например, детям. Ситуация становится сравнимой с классическим образом пастуха и овец, не более. Родители обеспечивают крышу над головой, питание, базовый воспитательный фундамент. Во всём остальном они готовы полагаться на кого угодно, лишь бы дитё было сыто и здорово. И многие прекрасно понимают, что ребят будет учить жить улица. И они уже сдались, согласны с этим, это становится нормой. А это – совсем никакая не норма, это распад.
 
Современная педагогика, основанная на глубоком изучении детской психологии, раскрывает множество тайн и даёт действительно полезные советы по воспитанию человека, а не дворового кабачка. Старая парадигма «будь как все», «не высовывайся», «тебе что, больше всех надо?» – в нашей сегодняшней реальности отравляет молодого человека навсегда и в дальнейшем, в мире конкурентных отношений, сыграет с ним злую шутку.
 
Конечно, государство сделает свою работу, постарается чем-то занять и наполнить подрастающее поколение. Но всё-таки упор нужно делать на семью, на заинтересованность близких людей.
 
Учите их быть лидерами, искать и находить самостоятельные решения, ходите с ними в походы, играйте в интеллектуальные игры, удивляйте их, расширяйте границы их сознания. Не относитесь к ним как к забаве или «игрушечным» людям, научитесь их уважать и научите уважать других.
 
Будут ваши дети или внуки цветами или сорной травой – решать вам. Займитесь уже, наконец, этим вопросом со всей серьёзностью. Защитите их по-настоящему, подарите им будущее, которое действительно будет принадлежать им. Вот что важно. Инициатива должна исходить от вас. Изыскивайте любую возможность.


Дмитрий Дезорцев
газета "НОВОРОССИЯ" №194
31 мая 2018 г.