Еженедельник сообщества "Новороссия"

НАУЧИ ИХ БЫТЬ СИЛЬНЫМИ

Известный одесский сатирик Михаил Жванецкий в свое время после убедительного доказательства того, что все дороги ведут в одно определенное место, задавался вопросом: не надо ли чего подправить в консерватории? И ведь таки да! Я уверен, все наши проблемы начинаются с образования. И тут есть два государственных подхода – самотёк и программа. Всё зависит от того, насколько важно для нынешних властеобладателей то, каким будет следующее поколение, кем будут те люди.

Можно вырастить безмозглых рабов, согласных к любому труду за еду и нищенскую оплату. Можно вырастить поколение верных слуг, готовых по свистку изображать массовость и носиться с портретами Любимого Вождя за призрачные перспективы и возможность слегка приподняться над серой массой. Можно вырастить ударную силу будущего – поколение высокомотивированной молодежи, готовой совершить серьезный рывок в развитии своей страны. Можно вырастить поколение философов и творческих людей, которые оставят огромный культурный след в определённом историческом промежутке. Можно вырастить просто каких-то людей, дать им базовые знания, и пусть дальше барахтаются как могут.

Признаемся честно, огромному большинству родителей совершенно некогда заниматься воспитанием своих чад. Таковы реалии нашей Республики, например. И я бы ещё добавил: при этом теряется, собственно, и традиция семейного воспитания. Пришло время – спихнули в садик, дальше в школу, дальше свадьба, и пошёл следующий круг. Каждое последующее поколение хуже предыдущего, связей всё меньше, личных забот все больше. Это тоже форма атомизации, разрушения семейных ценностей, это раскол поколений, шаг к развалу государства в том числе.

Именно раскол поколений явился одной из важнейших причин разрушения СССР, захлебывавшегося на своём заключительном этапе в формализме и показушности. А молодые такие вещи воспринимают куда как остро. Десяток лет – и старшие просто потеряли уважение в их глазах. Партия стала восприниматься не как рулевой, а как лишний балласт, состоящий из проходимцев и болтунов. Ветераны стали назойливыми пенсионерами и лавочными сплетниками. К сожалению, это отношение к пожилым людям не преодолено и поныне. Старшее поколение жило в своём мире, молодёжь – в своём.

В США нет никакого конфликта между поколениями. Старшим там действительно оказывается уважение. И в Европе. В Китае – аналогично. В Японии вообще культ возраста. И ладно бы были это средне статичные страны, но это лидирующая группа. Поэтому нет сомнений в том, что государства, не обращающие внимания на углубление возрастного раскола, не способные привить действительное, а не формальное, уважение к старшему поколению, – обречены.
Думаю, в нашем случае есть и немалая вина поколения «отцов», не сумевших проникнуться интересами молодёжи, создать устойчивые связи, априори высмеивая их музыку, манеру поведения, субкультуру. Объявлялись бессмысленные войны джинсам, джазу, року, любым попыткам самовыражения. В результате молодые просто начали копировать чужой стиль жизни, полностью отвергая местные традиции. При этом если в американской семье вполне обыденно видеть вместе деда, отца, сына, внука, с удовольствием копающихся в гараже под тот же Led Zeppelin, проводящих вместе выходные, охоты, рыбалки, голосующих за одних и тех же кандидатов, читающих одни и те же газеты, болеющих за одну команду и так далее, то у нас всё гораздо печальнее.

Парадоксально при этом то, что зачастую наши дети долгие годы, уже взрослыми, продолжают жить вместе с родителями, мотая друг другу нервы. У тех же американцев всё проще: учёба закончилась, пинком с порога в самостоятельную жизнь, сидеть на родительской шее – признак глубокой ущербности. Я далёк от мысли пропагандировать американский образ жизни, хотя и там есть многое, на что стоит обратить внимание. Я хочу пропагандировать русский образ.

Каждый отец желает видеть своих детей успешными и самостоятельными, но, боюсь, одного отцовского желания уже недостаточно. Очень хорошо, когда рождаются дети одарённые, обладающие высоким уровнем самодисциплины, стремящиеся к знаниям. Но, к сожалению, процент таких «знаек» не велик. Остальных нужно подталкивать.

Наши республиканские реалии таковы, что дети предоставлены сами себе, контроль во многих случаях утрачен почти полностью. Даже самые хорошие школы не могут похвастаться тем, что смогли охватить свободное время хотя бы половины своих учеников. Опять же, во многих случаях отчетность стоит куда выше результативности – это преступное наследие, которое нужно преодолевать в первую очередь.

Республиканские школы должны измениться. Если мы хотим выжить, конечно. Скажи, читатель, хочешь ли ты, чтоб твой ребёнок, твой внук после череды лет, проведённых в школе, вышел из неё с дурацкой ленточкой «выпускник» и полным непониманием, что ему делать дальше? Впрочем, ещё пара-тройка лет священной убеждённости в нынешней правильности школьного образования, и это понимание придёт: закончил школу – и вперёд, в Россию, на «стройки века». И станет Новороссия мощным ресурсом поставки низкоквалифицированной рабочей силы. Я своей Республике такого не желаю.

Глянем, что там в Китае. А в Китайской Народной Республике реальность такова, что ученик в одиночку не может одолеть школьную программу. Она специально создана такой. Только коллективными усилиями, образуя товарищеские группы, занимаясь внеурочно в  специальных занятиях, направленных на лучшее усвоение материала, у школяров есть шанс пройти то, что они сами называют «экзаменационным адом».

Зато на выходе у китайцев – ежегодная армия высококонкурентных, бешено мотивированных, отлично образованных молодых людей, готовых штурмовать всё что угодно в жизни. Иначе говоря, китайская школа делает всё, чтоб подготовить выпускника к самостоятельности и государственной пользе. К середине школьных лет ученик уже представляет, кем он хочет быть (не космонавтом, нет), а в последние три года учёбы уже знает это совершенно точно, целенаправленно к этому готовясь.

У Китая огромные амбициозные планы на будущее. Очень прагматичные, хорошо рассчитанные и во внешней политике, и во внутренней. В отличие от КПСС, КПК ресурсами не расшвыривалась, конфликтов поколений не допускала (тщательно изучив печальный опыт «Культурной революции»), в опасный момент сумела мобилизовать вокруг себя и гражданский, и военный потенциалы страны. Китайская «горбачёвщина» была разогнана, и ни один китаец об этом не жалеет. Такой шанс был и у СССР. Если б, конечно, прислушались к словам упомянутого выше одессита.

Нам очень нужно быть сильными. Дух патриотизма Донбасса, поднятый волной Русской весны 2014 года, высок, но этого недостаточно. Та школа, что досталась нам от почившей в бозе Украины, не конкурентная в принципе, являлась по сути программой по выращиванию серой биомассы, никак не приспособленной к дальнейшей жизни. Среднестатистические показатели образованности оставляют, мягко говоря, желать лучшего.

Поэтому в канун первого школьного дня обращаюсь ко всем тем, кто слышит и может. Сделайте хоть что-нибудь для того, чтоб следующее поколение не плевало вам в спину, а было благодарно за то, что их научили не только читать и считать, но и жить.

Научите их быть сильными. Научите их побеждать. Научите их любить вас на самом деле. Научите их быть Людьми.

Подправьте там уже наконец что-то.

 

Дмитрий Дезорцев
газета "Новороссия" №103
1 сентября 2016