Еженедельник сообщества "Новороссия"

КАМО ГРЯДЕШИ, ДОНБАСС?

Незабвенный и гениальный Александр Зиновьев в своей работе «На пути к сверхобществу» в рассуждениях об управлении в обществе по одному из признаков выделяет два основных вида системы управления: гомогенную и гетерогенную. Гомогенная система характеризуется порядком, вертикальностью, централизацией, волюнтаризмом и прямотой, а гетерогенная – деловитостью, приспособляемостью, регуляторностью.

Гомогенная система управления стремится максимально контролировать все аспекты жизни общества и отдельных граждан. По возможности старается не допускать того, что нельзя контролировать, ограничивать число управляемых объектов и сводить к минимуму число «точек» и акций управления, а также не допускать конфликтов между частями целого и в случае возникновения таких конфликтов – отдавать предпочтение управляемости даже в ущерб интересам дела.
 
Гетерогенная система в свою очередь характеризуется максимальным невмешательством в деятельность объектов управления. В этой системе контролировать необходимо только такие «точки» управляемого тела, контроль над которыми дает возможность контролировать все тело, а количество таких «точек» должно сводиться к минимуму. Если управляемое тело нормально выполняет свои функции, то мешать этому избыточным контролем не следует. Неуправляемые явления допустимы, если они не вредят делу. В конфликтных ситуациях предпочтение отдается интересам дела, а не управляемости.
 
Можно констатировать, что в ЛДНР выстроена гомогенная система управления, которая имеет следующие характерные черты:
 
1. Жесткая централизация и сосредоточение неограниченной власти в руках одного человека (глав Республик).
 
2. Ограничения на регистрацию политических сил (общественных организаций).
 
3. Запрет на проведение митингов и других массовых мероприятий (кроме проводимых правительством).
 
4. Подконтрольность правительству всех СМИ.
 
Все министры без исключения и все главы местных администраций без исключения назначаются Главой Республики. Для этого не нужно согласие Парламента или что-либо еще. Таким образом, все властные полномочия на 100% сосредоточены в руках первого лица, имеющего абсолютную власть. И несущего всю полноту абсолютной ответственности за все происходящее.
 
В Республиках существуют две политические силы в каждой: «Донецкая республика» и «Свободный Донбасс» в ДНР и «Мир Луганщине» и «Луганский экономический союз» в ЛНР. Это также реализует на практике высокую управляемость процессами при сведении к минимуму количества «точек» и объектов управления.
 
Запрет на политическую и гражданскую активность выполняет функцию недопустимости неуправляемых явлений. То же можно сказать и о СМИ, деятельность которых строго регулируется государством.
 
Таким образом, сложившуюся модель управления можно отнести к гомогенному виду в самом чистом виде. Замечу, что в истории все страны, на территории которых велись войны, в том или ином виде стремились к гомогенности в системе управления.
 
Теперь проанализируем экономический уклад, сложившийся или, правильнее сказать, складывающийся в Народных Республиках Донбасса. На сегодняшний день проведена национализация Республиками украинской государственной собственности. Это понятно, логично и по-другому быть не может. Объекты крупной частной собственности пока остаются у прежних владельцев и кроме этого платят налоги вражескому государству Украина.
Этому есть масса объяснений. Процитирую первого премьер-министра ДНР Александра Бородая: «Вот и догадайтесь, почему мы не взяли Мариуполь в сентябре-месяце, хотя такие возможности были. Потому что – как он (Ахметов – прим. автора) может вытаскивать свою продукцию с «террористической территории» (по мнению Западного мира) Донецкой Республики в Италию? Ну естественно – никак. Он не может ее оттуда вывозить. Соответственно, он должен возить с украинской территории, а единственным доступным ему портом является Мариуполь. Одесса – уже нет. Одесские порты контролируются Коломойским, и он туда Ахметова не пустит никогда. Поэтому единственно возможный вариант, чтобы благополучно функционировал бизнес Ахметова, – это Мариуполь должен оставаться под жовто-блакытным украинским флагом… Давайте представим, что мы национализировали предприятия господина Ахметова. Вот национализировали, все стало народное наше добро. И чего мы с ними делать будем? Везем продукцию в Италию и продаем?! Кому? Представьте представителей ДНР, которые постучались в офисе в каком-нибудь Милане и говорят: «Вот мы вам чушки привезли, 100 тысяч тонн чушек».
 
Объяснение вполне логичное. Донбасс – экспортоориентированный регион. В отсутствие собственных банковской и финансовой систем, интегрированных в систему международных платежей SWIFT, осуществлять экспортную деятельность возможно только через посредничество третьих стран и при помощи сложных манипуляций (применяя опыт Ирана в условиях многолетней экономической блокады). Нам понадобились бы государства-помощники в деле экспорта наших товаров. Но даже если бы таковые нашлись, это не решило бы всех проблем и не устранило бы всех препон.
 
В некоторых сферах процесс огосударствления активов уже начался. Создано несколько государственных предприятий, цель которых монопольно контролировать ту или иную сферу экономики (например, рынки, автовокзалы и т.д.). Однако ни одно госпредприятие так и не выстроило полноценную и системную работу по реальной монополизации (рынков, автостанций и т.д.).
 
Среди политиков идет диалог. Одни настаивают на отъеме активов и переводе в государственную собственность. Другие предлагают государству воздействовать на данные сферы через систему лицензирования, аргументируя это отсутствием достаточного количества квалифицированных кадров у государства и коррумпированностью государственной системы (старая болезнь многолетнего господства олигархии).
 
Проведем краткий анализ новых элит (или новых-старых элит, так как новые лидеры часто и повсеместно опираются на старые сложившиеся элитарные кланы или их части).
 
Элиты в Республиках складываются не вокруг идей жизненного уклада и борьбы идей и политических сил, представляющих эти идеи (собственно, политических сил в ЛДНР нет как таковых). Новая элита в ЛДНР формируется на старых принципах захвата контроля над ресурсами и властными полномочиями, позволяющими этот ресурс наращивать. Уже сегодня то и дело в информационном пространстве появляются свидетельства того, что борьба за ресурс и власть идет полным ходом.
 
Сегодня пока сложно анализировать складывающиеся элитарные кланы, так как процесс находится в начальной стадии своего развития. Однако сразу могу сказать, что новые элитарные группы влияния не будут тождественны старым и не будут проукраинскими ни по связям, ни по иерархии. Именно анализ внутренней борьбы элит в ЛДНР позволил мне сделать окончательный вывод о том, что Донбасс никто не планирует «сливать», сдавать и продавать. Хотя других маркеров, говорящих о нежелании и невозможности «слить», также предостаточно.
 
Руководители ЛДНР не предложили пока проект государственного строительства, который ответил бы на многие вопросы о характеристиках политэкономической системы. Кому будет принадлежать собственность олигархии? Новым олигархам или народу? И если народу, то в какой форме? Какова будет политическая система формирования и отправления власти? Ведь всем понятно, что в нынешней неопределенной форме власть долго существовать не может.
 
Таким образом, складывающийся экономический уклад, судя по всему, сведется ко всем знакомому олигархическому капитализму. Вопрос только в том, сколько олигархических групп появится в ЛДНР? Две (ЛНР и ДНР) или больше? Что делать с «возвращенцами» из числа представителей старых олигархических элит? Как преодолеть проникновение в руководство Республик украинской и олигархической агентуры? Как избежать принципа «разделяй и властвуй» при построении системы государственной власти?
 
Донбасс – это край миллионов трудолюбивых пассионарных людей, любящих Россию и желающих воссоединения разделенного русского народа в единой стране!
 
Донбасс – это промышленность, научный потенциал, образованный и дисциплинированный народ.
 
Кто осознает это, тот наверняка понимает, что:
 
- Донбасс следует вырвать из мохнатых лап криминально-олигархической элиты.
 
- Криминально-олигархические группы следует не просто лишить влияния, но уничтожить раз и навсегда.
 
- Новая элита Донбасса должна сложиться на идейных основах Русской весны и технократической интеллигенции (управленцы, инженеры, ученые).
 
Действовать необходимо немедленно, иначе Донбасс превратится в «Гондурас». Перемены не за горами. Они наступят либо объективно, либо по воле заинтересованного субъекта действия – народа Донбасса!
 
Павел Губарев